English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIV-ая конференция

Роль школьного курса математики в современной системе профильного обучения

Эрентраут Е.Н.

Россия, 454080, Челябинск, пр. Ленина, 69, erentraut@hotbox.ru, erentrauten@cspu.ru

1  стр.

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ

В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Важнейшей задачей современной школы является реализация Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Приказом Министерства образования от 18.07.2002 (№ 2783). В этом документе, раскрывающем одно из основных направлений модернизации российского образования, поставлены цели профильного обучения и сформулированы возможные формы его организации и предпрофильной подготовки.

Практическое внедрение основных идей Концепции ставит перед системой образования проблему ориентации ее содержания, форм, методов и средств обучения на гармоничное развитие старшеклассников, обеспечивающее успешность их социализации при учете реальных потребностей рынка труда и кооперации старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

Изучение школьного курса математики 10-11 классов играет решающую роль в системе профильного обучения, так как определяет в гармонике развития личности полноту и уровень сформированности интеллектуальной составляющей. Кроме того, в силу универсальности математических методов в формальных понятиях алгебры, геометрии и математического анализа на уровне общенаучной методологии отражается связь теоретического материала различных областей знаний с практикой. Поэтому мыслительная и практико-преобразующая деятельности, как проявление функционирования содержания курса математики средней школы, определяют значимость математики в подготовке учащихся к продолжению образования в процессе профессионального становления.

При этом в процессе реализации личностно-ориентированного подхода при переводе учащегося из объекта обучения в самообразующийся субъект для выстраивания индивидуального маршрута (тактики) образовательной деятельности следует учитывать разные уровни сформированности компонент этой деятельности. Качество и состав каждой компоненты – познавательной, учебной, предметной, мыслительной и рефлексивной - определяют индивидуальный профиль учащегося в современной образовательной парадигме. Поэтому, программы профильного обучения старшеклассников согласно базовому учебному плану, должны строится не только на учете общего и разного в предметном содержании (в инварианте, вариативе и элективе), но и на учете общего и разного в структуре деятельности. Поэтому необходимо выделить для каждого профиля профессиональной образовательной общности и профессиональной образовательной разницы.

Согласно сформулированным положениям для учащихся различных профилей, склонных и способных к различным видам профессиональной деятельности (например, исполнительской или исследовательской), должны быть предусмотрены разные по набору, виду и последовательности выполняемых действий маршруты для формирования знаний и умений в процессе изучения предметного материала при одной идеологической сущности.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533