English
!

Архив публикаций

Тезисы

XIII-ая конференция

Динамика снегоотложений на покрытиях автомобильных дорог

Самодурова Т.В., Гладышева О.В., Алимова Н.Ю.

Воронежский государственный архитектурно-строительный университет Механико-автодорожный ф-т, каф. проектирования автомобильных дорог и мостов Россия, 394049, г.Воронеж, ул.20-летия Октября, 82, тел.: (0732) 71-52-02, E-mail: tvs@vmail.ru

1  стр.

Основной целью управления дорогами в зимний период является обеспечение работоспособности дороги и дорожных сооружений в любых погодных условиях и безопасного проезда с расчетными скоростями для пользователей дорог.

Наиболее сложные условия для движения транспорта на автомобильных дорогах наблюдаются в зимний период. Отложения снега, образующиеся после прохождения метелей и снегопадов, снижают скорости движения транспорта вплоть до полной его остановки. Для предотвращения таких ситуаций проводят работы по снегоочистке, при организации которых необходимо знать объем снега, подлежащего уборке.

При прогнозировании объемов снегоуборки с помощью математических моделей [1] приходится учитывать большое число исходных дорожных факторов: геометриче-ские параметры земляного полотна (ширина В, коэффициенты заложения откосов mi), тип поперечного профиля (Т), высотное положение (H), элементы придорожной ситуа-ции (Сj). Погодные условия представлены в моделях объемами снегоприноса (W).

Используемые до настоящего времени модели учитывают разовое воздействие погодных условий и постоянные значения дорожных параметров, что позволяет решать с их помощью ограниченное количество задач по проектированию снегозащиты.

Для оперативного управления работами в течение зимнего периода разработана модель, учитывающая динамику изменения всех параметров дороги за счет слоя сне-гоотложений на откосах земляного полотна и в придорожной полосе. К парамtтру по-годных условий добавлена высота снегоотложений Нотл(t), которая изменяется при вы-падении осадков, уплотнении снега при оттепелях и перемещении снега дорожной тех-никой в процессе снегоочистки проезжей части. Таким образом, количество снега, под-лежащего уборке при прохождении очередной метели (Wуб ,i) в общем виде описывается функцией

Wуб, i = F [B(t), mi(t), T(t), H(t), W(t), Hотл(t)]

Моделирование динамики снегоосложений произведено с использованием данных наблюдений метеостанций. Проверка адекватности модели осуществлялась на опытных участках дорог с использованием натурных данных специальных снегосъемок.

Литература

1. Самодурова Т.В., Гладышева О.В. Определение количества метелевых снегоотло-жений на земляном полотне автомобильных дорог // Известия ВУЗов. Строительст-во. 2003 г. -№8. Стр.94-100.

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533