English
!

Доклады

Подготовка IT специалистов на базе сквозных цифровых технологий

Черемисина Е.Н., Кирпичева Е.Ю., Миловидова А.А.

Государственный университет «Дубна», Россия, 141980, Дубна, Университетская д.19, 89689310485, milanna@uni-dubna.ru

Сегодня Россия перешагнула порог, став на путь цифровой экономики, при которой изменения, особенно в области технологий, будут происходить еще стремительнее. И нам, чтобы оставаться востребованными для работодателей, придется вовремя реагировать на эти перемены.

Целями программы «Цифровая экономика Российской Федерации» выступают: создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан; создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологичных бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и высокотехнологичных рынках;

● повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.

Цифровая экономика представлена 3 следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:

● рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);

● платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

● среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

В системе образования расширяется применение цифровых технологий. Однако численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Говоря о программе «Цифровая экономика», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 июля 2017 года, Д. Песков обратил внимание коллег на следующий факт. К 2024 году России будут нужны 120 тыс. выпускников по направлению «Информационные технологии» – кадры высочайшего уровня, которые смогут создавать новые цифровые миры, а также 800 тыс. выпускников вузов и ссузов с профессиональными цифровыми компетенциями на мировом уровне и 40 % населения РФ, обладающего цифровыми компетенциями.

В связи с этим через десять-пятнадцать лет не останется ни одной сферы деятельности, где не будут задействованы цифровые технологии. Поэтому подготовка соответствующих кадров в программе «Цифровая экономика» - является ключевым: это сделает возможным реализацию всего остального, что уже придумано или будет придумано в будущем. В случае с кадрами в системе образования, поскольку она сильно ориентирована на государство, без опережающего регулирования не обойтись. Действия, совершаемые сегодня, все-таки позволяют надеяться на то, что завтра наша страна не окажется среди аутсайдеров. Ведь специалисты «аналоговой эпохи» не способны построить цифровую экономику.

Основными целями направления, касающегося кадров и образования, являются:

● создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики;

● совершенствование системы образования, которая должна обеспечивать цифровую экономику компетентными кадрами;

● рынок труда, который должен опираться на требования цифровой экономики; создание системы мотивации по освоению необходимых компетенций и участию кадров в развитии цифровой экономики России.

Таким образом, в связи с переходом на цифровую экономику перед профессиональным образованием ставятся непростые задачи.

Очевидно, что в ответ на данные вызовы необходимо трансформировать образовательную модель - сочетать традиционные методы и подходы процессов обучения с инновационными цифровыми решениями и средствами.

В докладе будет представлена система подготовки высококвалифицированных IT специалистов в Институте системного анализа и управления сквозным цифровым технологиям. Рассмотрены особенности развития соответствующих компетенций и навыков у обучающихся с учетом специфики направлений/профилей ИСАУ.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533