English
!

Доклады

О развитии моногородов на мезоуровне экономики России

Тарасова Н.А., Васильева И.А.

Центральный экономико-математический институт РАН

2024г. – это год завершения второй госпрограммы (на 2019-2024гг) развития моногородов, т.е. городов и поселений с единственным градообразующим предприятием, ранее крупным и развивавшимся. При ее разработке учитывались выявленные недочеты первой госпрограммы [1]. Но неизменным оставался принцип государственной помощи – «Путин отнес поддержку моногородов к числу долгосрочных государственных приоритетов» [2].

В ЦЭМИ РАН с самого начала 1992г. учитывались временные рамки задач, решаемых официальной занятостью населения. При исследованиях выявлена необходимость организации вынужденно сохраняемой занятости (ВЗ) трудящихся на предприятиях и в организациях – хотя бы для сохранения резерва рабочей силы для последующего развития экономики. ВЗ развивалась на разных уровнях экономики и при полной, и при неполной занятости наемных работников – но, главное, при сохранении их прежних социальных прав, что предохраняло РФ от развития явлений прекариатизации. Кризис 2008-2011гг. привел к пониманию необходимости ВЗ уже и на мезоуровне экономики, а именно – в кризисных (проблемных) моногородах и крупных поселках, где закрытие единственного, градообразующего предприятия означало безработицу, грозя даже существованию города. В итоге, для условий России ВЗ оценивается положительно (в качестве индикатора практической эффективности политики занятости) как средство предотвращения недопустимой в условиях РФ массовой безработицы и явлений прекариатизации населения; а на уровне мезоэкономики – еще и как средство обеспечения целостности и безопасности страны [3].

При исследовании занятости в кризисных моногородах было введено нами новое понятие «вынужденный предприниматель». Их появление властями поощрялось, но сфера их деятельности существенно ограничивалась. Эти новые частные инвесторы из бывших наемных работников, пользовались рядом льгот и финансовой госпомощью. Появившиеся позднее социальные контракты могли помочь вариантам вынужденной занятости, в т.ч. появлению вынужденных предпринимателей, и вне кризисных моногородов.

Литература.

1. Тарасова Н.А., Васильева И.А. О госпрограммах развития кризисных моногородов. Сборник докладов участников XXI Всероссийского симпозиума. Москва, С.600-602. DOI: 10.34706/978-5-8211-0783-1-s4-53.

2. Азаров Д. (2023) Инструменты развития моногородов. 26.09.2023. http://www.russmp.ru/stat17-2-4.php

3. Тарасова Н.А. (2011) Роль вынужденной занятости в России переходного и кризисного периодов // Власть. №2. С.92-96.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533