English
!

Доклады

Особенности количественной оценки качества учреждений образования

Бобкова И.А.

Центральный экономико-математический институт РАН Россия, г. Москва, Нахимовский просп., 47 Московский государственный университет пищевых производств Россия, г. Москва, Врубеля, 12 Email: bobi@cemi.rssi.ru; bobkovaia@mgupp.ru

В работе затрагиваются различные аспекты влияния увлечения количественными показателями при анализе процессов, происходящих в вузах и школах в последнее десятилетие в России, изучены особенности протекания этих процессов в западных образовательных системах.

В связи с изменением принципов оценивания и финансирования научных и образовательных учреждений в 2010-х годах, увязанных с процессами трансформирования этих учреждений и вовлечения их в цифровую среду, резко возрастает актуальность разработки правильной количественной и качественной оценки цифровых продуктов, знаний, интеллектуальных активов, и прежде всего применения показателей, характеризующих деятельность образовательных учреждений. Главная проблема заключается в том, что эти количественные показатели могут искажать реальную картину до неузнаваемости. Эти искажения затрагивают все ступени образования: школу, колледжи, вузы. Но по этим показателям осуществляется «вознаграждение» школ и вузов в виде дополнительного финансирования. Министерства, отождествляющие результаты работы и стандартные количественные измерения, предполагают, что количественные показатели позволят им получить максимум информации об ОУ, и идут по пути сбора все большего количества документов, целевых показателей, отчетов. Количественные оценки ложатся в основу рейтингов ОУ и приводят к гонке рейтингов. Научная продуктивность университетов начинает перевешивать их учебную продуктивность, ставя вот главу угла публикационную активность. Огромное количество показателей и время, требуемое на их анализ, приводит к разбуханию административного аппарата. увеличению стоимости обучения и нагрузки на бюджет. Опасность количественных показателей заключается и в том, что они влияют на поведение субъектов отношений в СО, уничтожая основополагающие принципы образования. Поэтому назрела необходимость пересмотреть отношение к количественным показателям при оценке ОУ, использовать их в определенных ситуациях и ни в коем случае не применять механически.

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533