English
!

Доклады

Почему студенческая молодежь в современной России низко ценит высшее образование?

Винокурова Н.А., Гудович И.С.1

Центральный Экономико-математический институт РАН, Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, д. 47, Тел.: 8 (9036820947), vinokurova@yandex.ru

1Воронежский государственный университет, математический факультет, кафедра математического моделирования, Россия, 394006, г. Воронеж, Университетская пл., д.1Тел.: 8 (910)280-58-07, goudovitch@mail.ru

Представленная работа является частью цикла исследований, которые проводились авторами в 2017–2021 годах на основе анализа материалов анкетных опросов 2017 и 2019 года вузовской молодежи, в основном, Воронежа и Москвы.

Авторы настоящей работы ставили своей целью проанализировать те изменения в сознании студентов и аспирантов, которые отражают их представления о ценности высшего образования, а также их видение собственного профессионального будущего.

Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что абсолютное большинство студентов не испытывают потребности в усвоении знаний по предлагаемым вузами программам: чуть меньше 90% респондентов не считает важным глубокое освоение вузовской программы. Еще хуже обстоит дело у аспирантов: только 5% респондентов «уповают» на глубокое освоение вузовской программы. Молодежь вузов Москвы и Воронежа важным для своего будущего отметили в анкетах целеустремленность (54%), хорошие коммуникационные способности (51%), уверенность в себе (45%). Почти треть респондентов считают, что жизненный успех могут обеспечить наличие связей (блата). Основной причиной того, что знания, получаемые молодежью из вузовских программ не считаются для них ценностью, является положение на рынке труда: по данным ВЦИОМ 55% респондентов полагают, что выпускнику вуза трудоустроиться по специальности весьма проблематично, а 20% опрошенных считают, что это "практически невозможно". При ответе на вопрос: «Отметьте наиболее престижные, на Ваш взгляд, профессии» 55% респондентов отметили престижной профессию программиста. Профессию преподавателя вуза отметили, как престижную, почти в 3 раза меньше студентов и аспирантов вузов Москвы и Воронежа (20%). В то же время, оценивая наиболее важные школьные предметы, только 4,5% респондентов указали информатику.

Проведенное исследование показало, что в своем представлении о будущем студенты ориентируются, в основном, на состояние рынка труда. Оптимизм молодости побуждает студентов и аспирантов опираться не на полученные знания, а на собственные возможности. В представлениях о будущем молодежи присутствует стремление выбирать возможно более легкие пути достижения жизненного успеха, что является результатом агрессивного навязывания обществу потребительских и высокозатратных стандартов жизни под мемом «Вы этого достойны!».

Материалы доклада

© 2004 Дизайн Лицея Информационных технологий №1533