Русский
!

Presentations

Увидеть прекрасное в простом

Лысенина Р.А.

Фонд "Творческое достояние"

65 – это много или мало? Для простого обывателя, может быть, очень много. А для художника – это начало того понятого и прямого пути в творчестве, по которому он идёт уже осознанно. В мои 65 лет я с радостью могу сказать, что искусство стало приносить мне не только муки искания, но и ясное понимание того, что я хочу сказать своими произведениями, каким способом, каким стилем и с помощью каких материалов я могу и хочу донести до зрителя радующее, волнующее и восхищающее меня, мои творческие открытия.

Моя юбилейная выставка, которая открылась в Рязанском Кремле, отображает именно творческую сторону моего познания. В экспозиции нет баннеров с фотографиями памятников и мемориальных досок, которые я выполняла за последние десятилетия. Нет и классических скульптурных портретов. На суд зрителя представлены работы, которые должны будоражить его воображение. Ясно прослеживаются несколько направлений моего творчества. Значительная часть выставки – это работы на православные темы, которые выражают мои сокровенные духовные чувства, боль потерь и радость открытий. Здесь пережитые мною предательства и ниспосланные мне чудеса преданности. Это и композиция «Поцелуй Иуды», выполненная в 2000 году, и чудо, которое увидела, как откровение, в храме Николы в Кленниках в Москве, отраженное в работе «Вербное воскресенье». Это и скульптурное воплощение моих любимых святых Петра и Февронии, которые прославили семейное счастье на нашей рязанской земле. Фотография библейского сада, присланная мне из Иерусалима, поразила меня так, что родилась работа «Сон в Гефсиманском саду». На фото мое внимание привлекли величественные древние оливы, густо изборожденные вековыми морщинами. Легендарные растения уже несколько столетий не просто живут, а плодоносят в том саду, где Христос последнюю ночь молился со своими учениками. В этих деревьях я увидела спящих учеников Христа, которые так и не смогли побороть разлучающий их с Учителем сон забвенья... И вот – на белом известняковым камне – три ствола-ученика: Пётр и братья Заведеевы. «Что спите, молитесь…» – несколько раз Спаситель приходил к ним и будил их, но тщетно... А у подножия горы – вечно дремлющий город Иерусалим.

В серии работ «Неслучайные случайности» я пытаюсь донести до людей великую радость жизни, увиденную мной в самых простых предметах. Одно из своих будущих произведений я рассмотрела в камушке, найденном на стройке церкви. Добавила несколько бронзовых деталей – это золотые глазки, маленький клювик и большие, но ещё слабые ножки птенца, который не может подняться, но уже с надеждой смотрит в небо. Эта работа так и называется – «Скоро в небо». Изгибы простой гальки, обкатанной морем, своими очертаниями напомнили мне рыбку. К ней я добавила всего лишь бронзовые глазки и поставила на другой прибрежный камешек, на котором золотом обозначила несколько линий, изображающих движение волн – и получилась живая морская стихия. Из случайно найденной отрубленной ветки березы с небольшим наростом – капой – в моих руках вдруг родилась улитка. Осталось позолотить спил и изгиб ветки, сделать небольшой завиток, изображающий панцирь улитки, вырезать из камня зелёный капустный лист, – и скульптура ожила. В этом разделе есть еще одна интересная работа – «Полёт к детству». Я нашла старый искорёженный засов от сарая и в нём вдруг очень точно прочитала изгибы девичей фигуры, торса, коленей, словно поднятых к небу рук... В проём этого засова достаточно было вписать маленькую запрокинутую головку из белого ангидрита и поставить на скол необработанного известняка, напоминающего краешек земли, от которой отталкивается готовая к полёту девушка. Все композиции этого раздела словно подсказывают зрителю: если быть внимательным, в любом предмете вокруг можно увидеть удивительные образы, вызванные к жизни неспящим воображением художника, которые в руках мастера превращаются в произведения искусства. Может, это и есть начало моего творческого пути, на котором светится золотая юбилейная точка отсчёта?

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533