|
Conference publicationsProceedingsXIII conference3. Information TechnologiesEd. Zalyapin V.I. Широкое распространение персональных компьютеров, их доступность и простота функционирования, с одной стороны, и необходимость модернизации преподавательского труда за счет расширения его творческой составляющей с другой, настоятельно требуют модификации традиционных методик обучения и способов организации учебного процесса. Качественный скачок в преподавании мы связываем с новыми информационными технологиями и методиками, меняющими понятийную и идейную направленность процесса обучения и освобождающими преподавателя от рутинных обязанностей. Новые технологии порождают новые проблемы. Сегодня уже всем ясно, что перенесение текста учебника на экран компьютера – не самая лучшая форма использования современной вычислительной техники и ее мультимедийных возможностей. А какая – лучше? Что вообще можно поручать компьютеру? Каковы формы, если так можно выразиться, симбиоза человек-преподаватель + компьютер-преподаватель? Эти и многие другие вопросы – только верхушка айсберга под названием информатизация образования. Какие еще проблемы – методические, педагогические, философские, социальные и др. – всплывут в процессе обсуждаемой и неизбежной информатизации, сказать трудно. Часть проблем уже сегодня встала перед нами «в полный рост» и настоятельно требует скорейшего разрешения как в гносеологическом, так и в прагматическом аспектах. Вот далеко не полный их перечень: – что такое компьютерный учебник и компьютерное учебное пособие, что у них общего и чем они отличаются, каковы формы и принципы организации учебного материала в них, каковы методики работы с ними, как оценить эффективность их использования, как в педагогической практике должны сочетаться компьютерные и традиционные учебники и учебные пособия? – в каких формах должен осуществляться и на каких методических принципах должен базироваться машинный контроль качества усвоения материала обучаемыми, какие системы контроля и тестирования являются предпочтительными и как они должны взаимодействовать с традиционными формами контроля успеваемости? – дистанционное обучение – что это такое, чем оно похоже и чем отличается от хорошо известного и традиционного для российской средней и высшей школы заочного обучения, в каких формах и в соответствии с какой методикой его следует осуществлять, для каких дисциплин, специализаций и специальностей такая форма получения образования желательна, а для каких – неприемлема? – игровые и моделирующие методики – как, в какой форме, для каких предметов и с какой целью? И опять вопрос об эффективности в сравнении с традиционными методиками. А вопросы индивидуализации образования? Проблемы создания и использования энциклопедий и справочников? А построение банков заданий – своеобразных компьютерных задачников? Этот перечень можно продолжить. Предлагаемые вниманию читателей сборника работы частично освещают упомянутую выше проблематику. Они были доложены и обсуждены на заседаниях секции «Компьютеры в науке и образовании» и представляются нам интересными – как те, где обсуждаются основополагающие принципы, так и те, в которых представлен опыт использования конкретных методик в реальном учебно-воспитательном процессе. Надеемся, что они окажутся полезными широкому кругу читателей. Contents : Authors Search |