Русский
!

Conference publications

Abstracts

XXII conference

Сравнительный анализ показателя активности регуляторных систем субъектов образовательной среды

Моос Е.В., Моос Е.Н., Савушкин О.В., Степанов В.А., Шуйцев А.М.

Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина,, Рязань, 390000, ул.Свобода 46, e_moos@mail.ru

1 pp. (accepted)

В современном насыщенном информационном пространстве образовательной среды два главных ее субъекта системы «педагог-школьник» оказываются под действием конкурирующих влияний, что определяет уровень и состояние такого важнейшего показателя как здоровьесбережения школы.

В работе сделана попытка выявления источников и факторов стрессовой педагогической практики, которая негативным образом разрушает основания здоровьесбережения как самих школьников, так и педагогов. Причина такой поведенческой стрессовой составляющей могут служить, на наш взгляд, отмечавшееся в ряде работ не-благополучное психоэмоционального самочувствие и истощение регулятивных процессов одной из сторон рассматриваемой системы, а именно, педагогов [1] .

Для определения пути повышения уровня здоровьесбережения в докладе представлены результаты сравнительного измерения функционального состояния контингента педагогов и администрации школ (в последнем случае с целью получения усредненной указанной характеристики обследованию подверглась совокупность директорского состава и их заместителей нескольких школ Рязанского региона). Такого рода сравнительная диагностика базировалась на уникальных возможностях аппаратно-программного комплекса «Варикард», регистрирующего семейство параметров обследуемых. Принцип действия комплекса базируется на компьютерной обработке вариабельности сердечных сокращений (временной интервал R – R пульсовой волны), объективность такой инструментальной методики основана на значительной статистике массовых обследований, включая космические экипажи [2, 3]. Для выявления различий функ-ционального состояния применялся обобщенный показатель активности регулятивных систем (ПАРС). В нашем исследовании изучался, помимо всего, возрастной фактор ПАРС. Оказалось, что ПАРС управленцев существенно (почти пятикратно) превышает ПАРС учителей: только у 15% обследуемых ПАРС ниже параметра 4. В докладе обсуждаются факторы, такого рода «аномального» различия двух обследуемых групп в контексте здоровьесбережения субъектов образовательной среды. Литература.

1. Малярчук Н.Н.//Вестник Томского государственного университета. 2003. №2. С.85-88.

2. Семенов Ю.Н., Баевский Р.М. Аппаратно-программный комплекс «Варикард» для оценки функционального состояния организма по результатам математического анализа ритма сердца.//Вариабельность сердечного ритма. – Ижевск, 1996. С.160 – 162.

3. Григорьев А.И., Баевский Р.М. Концепция здоровья и проблема нормы в космиче-ской медицине. – М.: Слово, 2001. – 96 с.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533