Русский
!

Conference publications

Abstracts

XXII conference

What the global gender gap of RF attests about according to the World Economic Forum

Belyaeva G.F., Ermolaeva Е.O.

Russia, 119991, Moscow, M.V.Lomonosov Moscow State University, the Council of MSU women

1 pp. (accepted)

В Докладе ВЭФ 2014 г. (www.weforum.org/issues/global-gender-gap) приведен рейтинг 142 стран мира по реальному равенству прав и возможностей мужчин и женщин, главная задача которого – показать разрыв между мужчинами и женщинами в доступе к ресурсам в этих странах, а не уровень развития данных стран. Первый такой доклад был опубликован в 2006 г. По 14 статистическим показателям оценивается гендерный разрыв в сфере экономики, в образовании, в здравоохранении и в политике, рассчитываются индексы гендерного неравенства (ИГН), которые могут изменяться от 1 (100% равноправия мужчин и женщин) до 0 (полное неравенство). В 2010 г. в рейтинге стран по ИГН Россия занимала 45 место (интегральный индекс 0.704), в 2014 г. – 75 место (0.693). Низкое положение России в рейтинге стран определяют два фактора: участие женщин в экономике (42 место) и участие женщин в процессе принятия политических и управленческих решений (125 место). По сферам образования и здравоохранения ИГН России близок к единице. ИГН в сфере экономики свидетельствует, что творческие, интеллектуальные ресурсы, таланты и способности женщин во многом теряются из-за существования гендерного неравенства. Распределение мужчин и женщин по должностям во всех видах деятельности, связанных с принятием решений, в РФ остается неизменным: чем выше должность и заработная плата, чем больше управленческих функций, тем меньше представительство женщин. Эта особенность женской занятости определяется рядом причин, и одна из них - система подготовки специалистов, для которой характерна гендерная асимметрия. В России женщины имеют более высокий уровень образования, чем мужчины, однако на структуру занятости женщин прямо влияет не только уровень, но и тип образования. Женщины чаще тяготеют к гуманитарному образованию, не столь популярному для руководящих кадров. Женщины реже мужчин получают физико-математическое и техническое образование в многопрофильных университетах, где такие специалисты могут одновременно получать экономическую и управленческую подготовку на уровне магистратуры, что очень ценится работодателями. Надо стремиться ориентировать женщин на получение в высших и средних специальных учебных заведениях естественнонаучного, технического и IT образования, как того требуют инновационные устремления и необходимость технического развития РФ. Для этого нужны совместные усилия средних школ, вузов, СМИ, государства, направленные на создание условий творческого взаимодействия мужчин и женщин во всех сферах жизни, включая экономику, управление и власть.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533