|
Conference publicationsAbstractsXXII conferenceФормирования оптимальных тарифов на транспорте на основе методов многокритериальной оптимизацииЕ-mail: idenezhkina@fa.ru 1 pp. (accepted)В работе рассмотрено применение метода аналитической иерархии (АНР - Analytic Hierarchy Process) для решения задачи выбора наилучшего варианта абонемен-тов на проезд в пригородном транспорте из нескольких предложенных. Формирование тарифов на проезд в общественном транспорте – это серьезная проблема, имеющая множество аспектов. Экономическое обоснование является важ-ным, но далеко не единственным критерием оптимальности принятых тарифов. Целе-сообразность и экономическая обоснованность решений о назначении тарифов обычно не приводится для публичного обсуждения. Результатом является увеличение количе-ства безбилетников, обнуляющее доход от увеличения тарифа. При изменении тариф-ных планов необходимо предварительно оценивать последствия таких изменений, и, видимо, она как-то делается. Однако наблюдаемый результат не позволяет сделать вы-вод о высоком качестве этой оценки. Предлагается подход к решению этой задачи применительно к тарифам на при-городное сообщение методами теории принятия решений. Критерии, по которым нуж-но оценивать предлагаемые тарифные планы, различны. Это может быть, например, прибыльность, популярность у пассажиров, социальная ориентированность и т.д. Для таких задач невозможно составить функциональную зависимость для критерия эффек-тивности и параметров. Для таких задач применяются методы многокритериальной оптимизации для слабоструктурированных моделей. В этих терминах и сделана поста-новка задачи. В качестве исходных данных рассмотрены 4 вида абонементных билетов на 10 поездок ( 4 альтернативы), которые оцени по трем критериям: 1. экономическая выгода - C1; 2. популярность среди пассажиров – C2; 3. поддержка местных властей – C3; Для сравнения критериев и альтернатив используются экспертные оценки. После того, как для каждого критерия вычислены таблицы количественного предпочтения альтернатив, определяется величина нормируемого веса каждой альтер-нативы, затем вычисляется интегральный показатель В качестве оптимальной вы-бирается альтернатива , для которой . В данной задаче наиболее пред-почтительным является абонемент на 30 дней. Доклад подготовлен по результатам исследований, выполненных за счет бюд-жетных средств по Государственному заданию Финуниверситета 2014 года.
|