Русский
!

Conference publications

Abstracts

XX conference

The mechanism by which innovation teams in school

Solodova E.A., Kharitonova V.A.

ussia, 117321, Moscow, ul. Union, 142, Bldg. 2 kv.74

1 pp. (accepted)

Проанализируем механизм возникновения инновационных коллективов в школе, основываясь на опыте инновационной деятельности гимназии №56 города Ижевска. Любая инновационная педагогическая деятельность начинается с возникновения инновации, как интуитивной идеи отдельного преподавателя. Педагог, хорошо знающий потребности и возможности детей, исходя из условий наилучшего удовлетворения этих потребностей, выдвигает инновационную педагогическую идею, например, идею создания сетевого межшкольного детского образовательного пространства.

Далее учитель делится своей идеей с коллегами, и у некоторых из них идея находит ответный отклик. Так создаётся первоначальный педагогический коллектив, осуществляющий первый этап инновационной деятельности - этап проектной логики. Рамками проектной логики в педагогике является деятельностный подход. На этапе проектной логики создаётся модель инновационной деятельности: определяются цели и задачи проекта, название проекта, риски, список исполнителей, стратегические и тактические сроки исполнения проекта, ожидаемые результаты.

На этапе проектной логики возникают определённые социальные отношения между учителями-ииноваторами. Следовательно, теперь эта деятельность носит не интуитивный характер, а вполне логический, обусловленный корреляцией между участниками процесса, и, следовательно, создаются предпосылки к прогнозированию инновационной деятельности.

Следующий этап инновационной деятельности связан с рефлексией проектного этапа. Этот этап, в свою очередь, включает несколько подэтапов, или событий: рефлексию каждого из участников инновационного коллектива; обобщение; создание преднормы инновационной деятельности; создание нормы, и, наконец, институализацию соответствующей инновации. Вся эта рефлексивная деятельность является рефлексивно-социальной деятельностью, поскольку приводит к социализации результатов инновации.

На этапе обобщения производится обобщение результатов рефлексии, полученных всеми участниками данного инновационного коллектива. Процесс усреднения можно производить при наличии сверхмассы, когда произошёл процесс кумуляции – объединения достаточного количества педагогов, и каждый из них отрефлексировал свою деятельность.

В процессе обобщения всегда существует риск потери содержания. Минимизировать этот риск можно, лишь обеспечив высокую концентрацию разных мнений. Чем выше концентрация разных мнений, тем меньше риск потери содержания. Результатом обобщения является различный педагогический продукт – программы (как в случае создания сетевого образовательного проекта), методические разработки, положения и т.д.

Заканчивается создание инновационных педагогических коллективов выработкой нормы деятельности подобных коллективов, закономерным выражением которой является стимулирующая часть заработной платы, выплачиваемая педагогам-инноваторам.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533