Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIX conference

Педагогические принципы в компетентностно-ориентированном образовании

Борисова Е.В.

Тверской государственный технический университет, Россия, 170026, г.Тверь наб. Аф. Никитина, 22, e-mail: elenborisov@mail.ru

1 pp. (accepted)

Главной задачей государственной образовательной политики на пути модернизации провозглашается "достижение современного качества образования и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности и общества". Условиями достижения такого качества образования являются личностная ориентированность при обеспечении установленных образовательных результатов в терминах компетенций. Несмотря на множество нюансов, они сводятся к взаимодействию идей управления развитием обучаемого с целью формирования заданных качеств и свободного развития личности под воздействием внутренних причин. Компетентностный подход напрямую связан с переходом на «инновационный» тип обучения. Ему присущи две характерные особенности. Первая — это обучение предвидению, то есть ориентация обучаемого не столько в прошлом и настоящем опыте, сколько на будущее. Вторая особенность - включенность обучающегося в сотрудничество.

В качестве интегративных принципов обладающих аддитивными функциями, обеспечивающих индивидуальный корректив в развитии обучающегося, а также позволяющих определить способы и приемы их практической реализации можно предложить:

- принцип амплификации образовательной среды - через принцип «разные обучаемые - разные материалы и задания»;

- принцип комплексного подхода к организации предметного содержания («у нас» - «у них», в различных взаимосвязях, в проблемном аспекте);

- принцип пропилевтики - дифференциации знаний, соизмеряя мощь специализированных методов и компьютерных инструментов, с психологическими возможностями и динамической творческого поиска;

- принцип субъективности, при котором изучение учебного материала происходит путем актуализации и обогащения субъектного опыта обучаемого;.

- принцип мотивации успехом - через текущий мониторинг личностного роста обучаемого на основе комплекса критериев.

Компетентный специалист должен обладать стремлением и возможностями к самообразованию на протяжении всей жизни; владеть современными технологиями и понимать область их применения; уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сферах. Инновационное образование, реализующее компетентностную парадигму, как раз и призвано обеспечить развитие таких качеств обучаемых.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533