|
Conference publicationsAbstractsXIX conferenceПедагогические принципы в компетентностно-ориентированном образованииТверской государственный технический университет, Россия, 170026, г.Тверь наб. Аф. Никитина, 22, e-mail: elenborisov@mail.ru 1 pp. (accepted)Главной задачей государственной образовательной политики на пути модернизации провозглашается "достижение современного качества образования и его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности и общества". Условиями достижения такого качества образования являются личностная ориентированность при обеспечении установленных образовательных результатов в терминах компетенций. Несмотря на множество нюансов, они сводятся к взаимодействию идей управления развитием обучаемого с целью формирования заданных качеств и свободного развития личности под воздействием внутренних причин. Компетентностный подход напрямую связан с переходом на «инновационный» тип обучения. Ему присущи две характерные особенности. Первая — это обучение предвидению, то есть ориентация обучаемого не столько в прошлом и настоящем опыте, сколько на будущее. Вторая особенность - включенность обучающегося в сотрудничество. В качестве интегративных принципов обладающих аддитивными функциями, обеспечивающих индивидуальный корректив в развитии обучающегося, а также позволяющих определить способы и приемы их практической реализации можно предложить: - принцип амплификации образовательной среды - через принцип «разные обучаемые - разные материалы и задания»; - принцип комплексного подхода к организации предметного содержания («у нас» - «у них», в различных взаимосвязях, в проблемном аспекте); - принцип пропилевтики - дифференциации знаний, соизмеряя мощь специализированных методов и компьютерных инструментов, с психологическими возможностями и динамической творческого поиска; - принцип субъективности, при котором изучение учебного материала происходит путем актуализации и обогащения субъектного опыта обучаемого;. - принцип мотивации успехом - через текущий мониторинг личностного роста обучаемого на основе комплекса критериев. Компетентный специалист должен обладать стремлением и возможностями к самообразованию на протяжении всей жизни; владеть современными технологиями и понимать область их применения; уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и профессиональной сферах. Инновационное образование, реализующее компетентностную парадигму, как раз и призвано обеспечить развитие таких качеств обучаемых.
|