Русский
!

Conference publications

Abstracts

XVI conference

Informed Consent in biomedical education

Tiras Kh.P.

Prospect nauki 3 Pushchino, Moscow Region, Russoa, 142290

1 pp. (accepted)

Современное общество требует от биологов новых и новых лекарств для обеспечения полноценной жизни на длительный период и одновременно настаивает на уменьшении числа животных, необходимых для создания этих самых лекарств. Единственно этически адекватным путем выхода из этого фундаментального противоречия лежит в направлении создания альтернативных технологий в биомедицинской науке и образовании. Свои этические проблемы возникают при этом не только в науке, но и в биологическом образовании.

Основные этические проблемы у студентов-биологов появляются тогда, когда оказывается, что они должны проводить различные операции на высших животных. Впервые подобные операции проводятся на практикумах в ходе курса «Физиология человека и животных» на медицинских и биологических факультетах. До сего момента абитуриент, а позже и студент-биолог с этой проблемой не сталкивается.

Необходимость проведения экспериментов на высших животных становится шокирующей реальностью, к встрече с которой студент оказывается не готовым [1]. Налицо ситуация неполного информирования абитуриента и студента-биолога о структуре и характере биомедицинского образования, включая обязательные курсы по физиологии. Для снятия этой проблемы предлагается использовать практику принципа информированного согласия и расширить область его применения в биомедицинское образование.

Проблема использования высших животных в биологии весьма болезненна. Каждый день сотни тысяч невинных животных погибают мучительной смертью в медицинских и фармакологических лабораториях по всему миру. Только за 2002 год в ходе экспериментов в 15 странах ЕС погибло 10,7 млн. животных.

Лишь недавно ситуация стала меняться. Сама идея разработки альтернативных способов проверки веществ и продуктов на безопасность возникла еще в 1959 г., когда Уильям Рассел и Рекс Берч из Университетской федерации защиты животных в Великобритании сформулировали принцип трех «R» - reduction (уменьшение), refinement (усовершенствование) и replacement (замена) - направленный на то, чтобы облегчить страдания лабораторных животных [2].

Первое «R» (уменьшение) ставит своей целью организацию экспериментов таким образом, чтобы получать необходимую информацию с применением минимального числа животных. Для выявления изменений в органах можно использовать неинвазивные методы, такие как рентгенография, магнитно-резонансная томография и другие. Такой подход позволяет провести все исследования на одном подопытном существе, в отличие от прежних экспериментов, когда отбиралась группа животных, и затем на каждом этапе испытаний умерщвлялось одно из них, с тем чтобы проследить влияние препаратахимиката на различные органы, например, на печень.

Следующий шаг - использование для тестирования простейших организмов. В последние несколько лет в экспериментах по изучению влияния различных химических веществ на формирование нервной системы все чаще используются черви Caenorhabditis elegans. У этого вида идентифицированы все основные гены: если какое-либо химическое вещество включает или выключает какой-либо ген, то событие сразу дает о себе знать появлением или исчезновением его белкового продукта или изменением метаболизма. Можно даже обойтись без самих подопытных, ограничившись их генами, нанесенными на чип, обработав который исследуемым веществом, можно идентифицировать те гены, которые оно активирует, и сделать соответствующие выводы.

Смысл последней компоненты принципа трех «R» (замена) состоит в полном исключении животных из процедуры тестирования, что не только сохраняет им жизнь, но и позволяет получать более точные результаты за короткое время. Большинство гормональных тестов (например, на беременность) раньше проводилось на животных, процедура была длительная и трудоемкая. Сегодня подобные анализы занимают значительно меньше времени и основываются на применении химических или иммунологических методов.

Известно, что «Информированное согласие» - процесс добровольного подтверждения пациентом его согласия участвовать в том или ином исследовании после того, как он был ознакомлен со всеми аспектами исследования [2].

В рамках применения принципа «информированного согласия» реализуется три других фундаментальных общечеловеческих принципа: «Автономия человека. Право личности на информацию. Право выбора». В описываемом случае, студент не был обеспечен в полной мере полнотой информации о биологическом педагогическом процессе. Кроме того, у него отсутствовало право выбора альтернативных подходов и методов в биомедицинском образовании.

Для обеспечения «права выбора» предстоит пройти определенный этап его законодательного обеспечения, как это было сделано в ряде европейских стран. В Европе активно работает общественная студенческая организация EuroNIСHE, выступающая против использования болезненных экспериментов на животных в учебном процессе и за право студентов получать биомедицинское образование без насилия над животными, Движение это поддерживается многочисленными обществами защитников животных. Усилия увенчались успехом. 24 февраля 1993 г. парламент Италии принял закон, согласно которому учебные заведения биомедицинского профиля обязаны обеспечить возможность желающим учиться по индивидуальным альтернативным программам, исключающим эксперименты на животных [3].

Применение правила трех R на практике ведет и к пересмотру системы обучения в учебных заведениях биомедицинского и ветеринарного профиля. Процесс обучения должен строиться так, чтобы живые животные использовались только в самых необходимых случаях. Работа с трупным материалом и муляжами, видеофильмы и компьютерные модели, специальные обучающие программы - вот те альтернативы, которые должны широко применяться в учебном процессе. Большую часть необходимых практических занятий с животными необходимо проводить как показательные, и только, когда профессиональная подготовка требует получения специальных навыков, на старших курсах университетов, обучающиеся могут самостоятельно работать с животными, но обязательно под непосредственным наблюдением высококвалифицированного специалиста.

Следует отметить, что реализация принципа «Replace» идет недостаточно энергично. Причиной этого является небольшое число биологических моделей-объектов исследований. Введение нового животного в исследовательскую и образовательную практику требует длительной подготовки, всесторонней проверки его соответствия поставленным задачам, и адаптации к нему самих исследователей. Тем не менее, есть реальная альтернатива использованию высших животных в биологической науке и образовании.

Примером успешного введения нового биологического объекта в образовательный цикл являются пресноводные плоские черви – планарии Girardia tigrina. Планарии легко культивируются в условиях лаборатории, имеются чистые линии (расы) этих животных. Они обладают выдающимися способностями к регенерации - восстановлению утраченных частей тела и их заживлению после любых повреждений, поэтому являются классическим объектом для изучения регенерации.

Вся эта совокупность достоинств планарий делает их идеальным объектом для начинающих биологов и медиков, с точки зрения приобретения навыков экспериментальной работы. Фактически неограниченная способность планарий к регенерации делают их идеальным объектом с точки зрения биоэтики, как в науке, так и в образовании, поскольку вероятные ошибки при проведении операций никогда не приводят к гибели подопытных животных. Таким образом, студенты могут получать необходимый опыт экспериментальной работы без биоэтических ограничений [4].

За последние семь лет накоплен опыт работы с планариями школьников старших классов Пущинской гимназии №1 [5]. В течение ряда лет проводится совместные школы-семинары «Этика живого и биоэтика» пущинских гимназистов с киевскими школьниками из лицея при Национальном Медицинском университете им. А.А.Богомольца - опыт своеобразного «погружения в биоэтику» старших школьников, интересующихся биологией и медициной [6].

В Пущинском филиале биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова в программе спецкурса «Основы биоэтики» на 1 курса бакалавриата студенты обучаются работе с планариями, учатся культивировать их, а также проводить операции над ними с использованием микроскопов. Это помогает студентам готовиться к работе с высшими позвоночными на старших курсах бакалавриата. Этот спецкурс базируется на достижениях компьютерной биологии, возможностями дистанционного контроля над объектом в ходе эксперимента. Подходы компьютерной биологии возрождают натуралистическую этику в эпоху компьютерной революции в биологии [4].

Таким образом, реальная трансформация учебного биологического процесса потребует проведения комплекса мер, включающих приведение в соответствие с биоэтическими требованиями учебных практикумов, широкое внедрение муляжей, видеофильмов и компьютерных моделей, создание новых практикумов с использованием беспозвоночных животных, а также широкое информирование школьников-абитуриентов об особенностях и трудностях биомедицинского образования.

Представляется, что реализация абитуриента на информацию о структуре образовательного цикла может быть проведена относительно быстро и не потребует значительных материальных затрат. Абитуриенты - будущие студенты биомедицинских факультетов - должны получить всю информацию о своей будущей профессии, включая данные по проведению экспериментальных работ на высших животных для студентов специализированных кафедр. Эти сведения должны быть включены в программу подготовительных курсов по биологии для абитуриентов и опубликованы в справочниках для подготовки к поступлению на биологические и медицинские факультеты.

Отдельным вопросом является требования подписи абитуриентами документа об информированном согласии на прохождении экспериментальных практических работ, в том числе с использованием высших животных. Представляется, что требования обязательного подписания таких документов абитуриентами является излишним. В то же время, не исключено, что подобный документ может быть подписан студентами 3 курса, по достижении ими возраста 18 лет, который считается моментом наступления гражданской зрелости гражданина РФ.

Выводы. 1. Основные этические нагрузки у студентов-биологов возникают в момент, когда оказывается, что они должны проводить различные операции на высших животных. Студенты-биологи в ходе подготовки к поступлению в университет и на начальных этапах биологического образования не встречается и не анализирует ситуации с использованием высших животных в биологии и биологическом образовании. 2. Полная информация о структуре и характере занятий должна быть включена во все источники информации и в программы подготовительных курсов для поступления в ВУЗ.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533