Русский
!

Conference publications

Abstracts

XVI conference

The model "Education 1:1" in scince classes

Afrina E.I.

Московская гимназия 1567, Россия, 121 170, Москва, Кутузовский проезд д.10; телефон (095) 8 499 146 30 64, факс (095) 8 4999 148 15 32, E-mail afrina@internetclass.ru

1 pp. (accepted)

Проект "Ноутбук каждому ребенку" (OLPC) созданный учеными Массачуссетского Технологического Института, предполагает внедрение в практику образования модели "1 учащийся : 1 компьютер". Можно предположить, что достаточно быстро будут найдены и опробованы различные формы применения этого нового «инструмента» во внеклассной и внеурочной работе. Но наиболее сложным является решение задачи по использованию модели «Образование 1:1» в предметном преподавании, причем в рамках реального учебного процесса. Использование «персональных» ноутбуков позволяет организовывать работу школьников в индивидуальном, парном и групповом режимах. Лабораторные работы по физике и работы физического практикума обычно выполняются именно в парном режиме, что позволяет организовать работу на уроке по «Модели 1 : 1» именно при выполнении практической части программы обучения физике. При изучении нового материала индивидуальный режим работы с ноутбуками может быть реализован при изучении нового материала или при закреплении пройденного. Решение этой задачи потребует не только разработки методики встраивания такого вида работы в традиционный урок, но и вызовет необходимость создания методической системы «обратной связи» между учителем и его учащимися», причем, не столько для контроля за работой каждого ученика, сколько для обеспечения постоянной помощи и консультирования. Такую систему организации учебной работы можно реализовать при изучении отдельных тем курса физики (акустика, оптика, электричество), особенно при проведении уроков в седьмом-восьмом классе. Но это гораздо более сложная задача, чем предыдущая и на разработку такой системы преподавания потребуется более длительное время. Третий – самый сложный шаг - разработка методики организации систематической, а не «разовой» работы учащихся в групповом режиме можно будет реализовать лишь тогда, когда ноутбук станет истинно персональным инструментом ученика четвертого или пятого класса с первого сентября. К этому времени в школе должен быть выбран хотя бы один учебный предмет, в котором можно систематически использовать такой метод работы и такую замечательную «машинку». В качестве такого учебного предмета можно использовать естествознание, если его изучение будет основано на фронтальном лабораторном эксперименте учащихся, а сам курс будет «выстроен» как последовательность исследовательских задач и проектов. Использование «персонального» ноутбука позволит учащимся в этом курсе фотографировать свои модели и установки, снимать небольшие видеофрагменты наблюдаемых явлений не только на уроке, но и вне школы, наблюдая за явлениями природы. С помощью такого ноутбука можно будет также построить графики наблюдаемых процессов, записать «звукограммы», оформить результаты своих наблюдений и исследований, выложить полученные результаты в коллекцию для общего доступа, связаться по сети со своими «коллегами»-пятиклассниками, занимающимися аналогичными наблюдениями или исследованиями и т.п. У нас в гимназии 15 лет в пятых и шестых классах преподавание естествознания ведется на базе авторского курса «Основы естественнонаучных исследований». В него вышеупомянутая система работы с учащимися вписывается, как мне кажется, без особых методических сложностей и позволяет «вырастить» систему использования новой образовательной модели не только в курсе естествознания, но и при дальнейшем изучении астрономии, физики, биологии, географии и химии.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533