Русский
!

Conference publications

Abstracts

XX conference

Gender aspect of natural science education

Belayeva G.F., Ermolaeva E.O., Severnaya T.A.

The Council of MSU Women, Lomonosov Moscow State University, Russia, 119991, Moscow, Leninskie Gory, MSU, А-1026

1 pp. (accepted)

По данным Федеральной службы государственной статистики в экономике РФ заняты 49% женщин и 51% мужчин. В общей структуре занятости, в том числе в образовании и в науке, существует как вертикальная, так и горизонтальная гендерная асимметрия. Доля женщин среди руководителей органов власти и управления всех уровней составляет 40%. Среди всех специалистов высшего уровня квалификации женщин 62%, при этом в области естественных и технических наук 32%, биологических, с/x наук и здравоохранении 65%, в образовании 79%. Среди всех специалистов среднего уровня квалификации доля женщин составляет 67%, при этом в сфере образования и здравоохранения 93%, а в физических и инженерных направлениях деятельности 26% [1]. На структуру занятости женщин прямо влияют их уровень и тип образования, а также отсутствие профессиональной ориентации в школе. Девушек среди студентов высшей школы 56%, но их только четверть среди всех обучающихся в области IT. Доля аспиранток – 46%, но их только 28% в области физико-математических и 24% в области технических наук.

Женщины составляют половину научно-педагогического коллектива МГУ, но из 40 факультетов только 3 гуманитарных факультета возглавляют женщины. Четвертая часть всех заведующих кафедрами – женщины, но это, в основном, гуманитарные кафедры. Среди профессоров МГУ 29% – женщины, их доля в физико-математических науках не превышает 5%, доля в других естественных науках составляет от 15% до 40%, их научные судьбы достойны уважения и служат примером молодым. Среди всех аспирантов, специализирующихся по техническим, физико-математическим, химическим, биологическим наукам и наукам о земле доля девушек составляет 18%, 28%, 40% и 60%. Традиционно меньше девушек учится на факультете вычислительной математики и кибернетики и физическом факультете (по 25%), и механико-математическом факультете (30%) [2]. Естественнонаучное образование теряет свою привлекательность для выпускниц школ. Мотивировать их постигать физику, математику, информатику может помочь гендерное образование в школе и в вузе, а также пропаганда женских успехов в этих сферах деятельности среди школьниц и студенток. Прошедшие в МГУ в 2010-2011 годах Всероссийские съезды учителей математики, информатики, физики и биологии, направленные на восстановление единства средней и высшей школы, один из успешных шагов на этом пути.

Литература

1.Россия в цифрах. 2012: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2012. - 573 с.

2.http://www.msu.ru



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533