Русский
!

Conference publications

Abstracts

XXIV conference

От купеческого портрета - к портрету купца

Гончарова Т.П.

Музей-заповедник “Усадьба “Мураново” им. Ф.И.Тютчева”, tgoncharova@bk.ru

1 pp. (accepted)

В наше время «наивный реализм» или «примитив» занял прочное место в изобразительном искусстве. В рамках этого направления были организованы несколько успешных выставок купеческого портрета, которые формировались на базе собраний ГИМа, музеев В.А.Тропинина, Ярославского музея изобразительных искусств и т.д. Купеческий портрет демонстрирует наивную, чуждую рефлексирующему сознанию большого искусства, целостность мировосприятия и имеет свою особую образную систему, выработанную за многие десятилетия. Тем самым эти выставочные проекты имели успех не только у специалистов, но и у самой широкой аудитории.

Портрет всегда играл важную роль в самоутверждении личности, поддержании престижа рода. Каждое сословие стремилось сохранить для потомков свои изображения. Но если в дворянских семьях заказывали портреты для фамильных галерей профессиональным художникам, то портреты членов купеческих родов выполнялись малоизвестными мастерами, иногда самоучками; некоторые из них были крепостными. Подписи под портретами они не ставили. До нас дошли не многие имена художников, работавших в рамках этого направления: например, Н.Д.Мыльников из Ярославля, сын и ученик иконописца Д.П.Мыльникова и П.А.Дубровин, популярный у богатого купечества в Москве. Но в основном это портреты неизвестных мастеров, объединенных своеобразной системой, сформировавшейся под воздействием вкусов и требований заказчика. Прежде всего, ценилось портретное сходство, психологические изыски не приветствовались. Необходимо также точное следование натуры во всех деталях; поза, позволяющая ясно увидеть все награды с мельчайшими подробностями, перстни с драгоценными камнями на мужских портретах. Дорогие шали, кружево, меха и украшения на женских портретах. Иногда доходило до курьезов – заказчику хотелось показать драгоценную заколку на затылке изображенной, и художнику приходилось изобретать невероятную позу персонажа, чтобы видна была эта заколка да еще брошки, ожерелья. Медали на мужских портретах непременно изображались с точными подробностями, читались даже мелкие надписи на медалях. Так как эти награды ценились очень высоко, ими гордились. Вручались они за благотворительную деятельность. Широкая благотворительность и пожертвования, распространенные в среде богатого купечества, были делом чести, способом нравственного самоутверждения. Вносились крупные суммы на помощь бедным, на строительство, на развитие культуры. Награждались также званием «именитый человек», давалось личное и, за особые заслуги, потомственное дворянство. Портреты составляли в доме центр в интерьере парадных комнат, олицетворяя родовые традиции, патриархально-семейные ценности. Иногда в провинции портреты помещались в общественных зданиях.

Но уже во второй половине 19 века просвещенное купечество сближалось по уровню образования и состоятельности с дворянством. Портреты стали заказывать профессиональным художникам. В фамильных галереях богатых купеческих домов появились работы таких художников как В.Г.Перов, В.А.Серов, Н.П.Богданов-Бельский, К.Е.Маковский и т.д. Эти портреты вошли в золотой фонд русского искусства.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533