Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIX conference

Анализ особенностей контингента студентов-заочников первого курса при обучении в техническом вузе

Сибилькова Н.П.

214027 г. Смоленск, ул. Лавочкина, д. 54-Б, кв. 206

1 pp. (accepted)

При поиске путей повышения качества подготовки специалистов на заочной форме обучения, необходимо сначала проанализировать всю совокупность факторов, определяющих особенности заочного обучения. Педагогический процесс при заочном обучении характеризуется значительной специфичностью. Его организация определяется условиями учебного заведения, особенностями специальности, индивидуальными возможностями каждого учащегося. В значительной степени организационные формы обучения определяют особенности контингента студентов-заочников. Исходя из этого, нами была проведена серия констатирующих экспериментов, направленных на выявление состава студентов-заочников первого курса, их возрастных особенностей, их мотивации поступления в вуз для разработки оптимального варианта рациональной системы заочного обучения в техническом вузе, способствующего повышению эффективности учебного процесса.

Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить особенности контингента студентов-заочников, к которым относятся:

1) неоднородность состава обучающихся;

2) значимые возрастные различия обучающихся, обусловливающие необходимость дифференцированного подхода в их обучении;

3) наличие устойчивой мотивации обучения выступает как эффективный внешний стимул процесса самостимуляции в учебной деятельности.

Рассмотренные особенности контингента учащихся-заочников являются наиболее общими, их необходимо учитывать при существующей групповой организации обучения. Индивидуализация обучения возможна при более широком учете особенностей и возможностей каждого обучающегося. Большой диапазон параметров индивидуальных особенностей: возраста, уровня общеобразовательной подготовки, степени соответствия профессиональной деятельности приобретаемой специальности, устойчивости мотивации обучения и других – подчеркивает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.

Знание особенностей контингента учащихся-заочников в значительной степени определяет эффективность процесса обучения. Недостаточное внимание к данному фактору зачастую приводит к формализму в учебном процессе, низкому коэффициенту полезного действия педагогической деятельности.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533