Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIX conference

Особенности употребления и выявление закономерностей использования художественных средств, создающих образ Родины, в лирике поэтов 19 века (А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов)

Лобарева А.Э.

Москва, Алтуфьевское шоссе, д.91, кв.2

1 pp. (accepted)

Данная работа широко демонстрирует современное состояние исследуемой темы, указывая на ее актуальность: через художественные средства проникать в мир стихотворения и учиться сопереживать и любить свою Родину.

В исследовании представлен сопоставительный анализ стихотворных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова с позиции схожести тем, особенностей употребления художественных средств и закономерностей их использования в лирических произведениях. Что отражает поставленную цель.

Задачи исследования: подобрать художественную и научную литературу по теме; выбрать наиболее яркие стихотворения по теме “Родина” в лирике поэтов; проанализировать стихотворения по выработанным параметрам; сделать вывод, подтверждая или опровергая гипотезу.

Изучены первоисточники, исследования критиков, литературоведов, на основании которых были выработаны параметры исследования, в основу которых положены лингвистические категории поэтического языка. В процессе поиска, наблюдения, анализа и сравнения лирических произведений систематизированы и обобщены используемые авторами художественные средства. Например, в первой рассматриваемой теме «Крепостное право» все поэты используют тропы и лексические средства, создающие безнадежный образ народа, деревни при обличении государственных реформ. У Пушкина «здесь рабство тощее влачится по браздам», «…толпы измученных рабов». У Лермонтова «ни слава, купленная кровью», «темной старины заветные преданья». У Некрасова «рой подавленных и трепетных рабов», «Глухой и вечный гул подавленных страданий». А.С. Пушкин и Н.А. Некрасов употребляют один и тот же эпитет “темный”. В анализируемых стихотворениях активно используется антитеза. С помощью отрицательной частицы «ни» авторы рассказывают, чего не должно быть и что их возмущает. Пушкин и Лермонтов используют анафорический повтор со словом «люблю; я твой». Лермонтов «Люблю Отчизну я…», «Но я люблю – за что, не знаю сам…», «Люблю дымок спаленной жнивы», «избу, покрытую соломой». У Пушкина «Я твой: променял порочный двор…», «Я твой: люблю твой темный сад…», «рассыпанные хаты». Некрасов работал позже, поэтому не только в городе, но и в деревне не видел положительного. Это сказалось на использовании им тяжелых и мрачных художественных средств «болезненно-печальный сад», «серый, старый дом», «набок валится пустой и мрачный дом», «срублен темный бор», «нива выжжена», «высохшим ручьем».

В заключении автор работы подтверждает выдвинутую гипотезу: в творчестве каждого из рассматриваемых поэтов можно выявить особенности употребления и закономерности использования тех или иных художественных средств, которые помогут сформировать наше представление о творчестве поэтов и их отношение к Родине. Исследуемая тема также имеет прикладное значение. Её можно использовать как на уроках литературы, так и в качестве вспомогательного материала при изучении художественных средств при подготовке к экзаменам, к сочинениям.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533