Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIX conference

Формирование единого стиля в искусстве как отражение процесса консолидации древнерусской народности (XII – первая половина XIII века)

Читалкина А.М.

Москва, Ленинский проспект 125, стр.4

1 pp. (accepted)

Проблема развития древнерусской народности в эпоху феодальной раздробленности и в преддверии монголо-татарского разорения является предметом непрекращающихся дискуссий в отечественной исторической науке. Ключевым вопросом здесь является степень консолидации данной социальной общности. Отражением наметившейся к началу XIII века экономической и политической интеграции явилась интеграция культурная. В чем проявилась эта общность? Проявилось единство этнического и религиозного самосознания в культуре и искусстве Древней Руси XIII в. Так, в первой половине XIII в. фиксируется наряду с региональными «школами» общерусский стиль в архитектуре и живописи. Причем этот стиль сильно отличается от всех прочих, характерных для западных или восточных традиций. «На смену статичной плавности и уравновешенности храмов приходят динамичные, устремленные ввысь композиции башнеобразных храмов со сложной системой завершения и часто с ярко выраженной центрической композицией». Следует отметить, что ни О. М. Иоаннисян, ни П. А. Раппопорт, ни многие другие искусствоведы, отмечая тенденцию к формированию единого стиля в искусстве, ни слова не говорят о причинах этого процесса. А причины, на мой взгляд, лежат в области развития древнерусской народности, самосознания людей Русской земли. Немаловажно также окончательное размежевание древнерусского и романского стилей. Примером здесь могут служить храмы XIII в. в Галицкой земле. Не менее важным источником в изучении древнерусской религиозной традиции и менталитета русичей вообще является иконопись. И здесь первая половина XIII в. знаменуется становлением особого общерусского национального стиля (например, икона «Спас Вседержитель» из Ярославского музея). Качественный скачок в данном виде искусства произошел в начале XIII в., и очагом новых живописных традиций стал Новгород. Почти все древнерусские иконы данного периода впечатляют выражением силы, непреклонности, мужества, духовной цельности и твердости. Таким образом, рубеж XII - XIII вв. – это период дальнейшей консолидации древнерусской народности, характеризующийся формированием этнического сознания и самосознания русичей как единой социальной общности. Результатом и отражением последнего явилось складывание общерусского стиля в архитектуре и изобразительном искусстве.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533