Русский
!

Conference publications

Abstracts

XVIII conference

«Мы будем вам нужны, когда будем нужны» (о смысле преподавания философии)

Краснопольская Л.Н.

Кафедра истории и философии науки Института философии РАН, Россия, Москва, 119991, Волхонка 14. Тел. 8(495)697-90-76. e-mail: lnkras@rambler.ru

1 pp. (accepted)

По инициативе ЮНЕСКО (2002 г.) каждый третий четверг ноября отмечается Всемирный день философии (в России он отмечается с 2003 года). Появление в календаре такого «узелка на память» подчеркивает ту важную роль, которую философия, «живая душа культуры», играет в интеллектуальной жизни и гуманитарной практике современного мира. «ХХ-й век будет веком гуманитарных наук или его не будет вообще. Мы должны понять себя, в противном случае мы не сможем дальше использовать результаты всех других наук. Но мы делаем все возможное и невозможное, чтобы себя не понимать» (Клод Леви-Стросс).

Смысл Всемирного дня философии заключается в поиске общей платформы обсуждения происходящих сейчас глобальных социокультурных преобразований, в приобщении всё большего числа людей к философскому наследию, что сделает сферу обыденного мышления более открытой для новых идей. Поэтому в принятой на 33 сессии ЮНЕСКО (2005 г.) обновленной Стратегии в области философии, особое внимание уделено преподаванию философии. Подчеркивается, что оно «помогает человеку самому принимать решения, сталкиваясь с различными аргументами, уважая мнение других, но подчиняясь только власти разума».

Философия не только воспитывает культуру мышления, но и помогает переживать человеческое бытие через определенные этические нормы. В данном случае философия выступает уже не просто как некое интеллектуальное явление, но и как определенный образ жизни. Такое, идущее от древности представление о философии, сегодня не должно быть утеряно. К нему следует обращаться в процессе знакомства молодых поколений с философской культурой. Многолетний опыт преподавания философских дисциплин научной молодежи Пущинского научного центра дает возможность утверждать, что одним из эффективных методов решения сформулированной задачи является активное использование биографического жанра как метода исторического исследования, обращение к поэзии, живописи. (Умение поэтов расставить лучшие слова в лучшем порядке часто позволяет именно им выразить глубинную суть философских проблем, а живопись есть «умозрение в красках».) Это создает возможность погрузить своих собеседников в атмосферу философского размышления, охватывающего всего человека, а не только его ratio, предоставить им большую свободу для собственных размышлений. Философское сознание (а не образование!) совершенно необязательно связано с профессиональной философской эрудицией, сложной терминологией. В своей основе оно просто (наиболее глубокие истины всегда наиболее просты). Как сказал ещё в XVIII веке Григорий Савич Сковорода, «слава Господу, сотворившее всё трудное ненужным и все ненужное трудным».



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533