Русский
!

Conference publications

Abstracts

XVII conference

Некоторые актуальные проблемы школьного образования

Бабич И.Н.

Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М.А. Шолохова, Россия, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д.16-18, (495)9157844, E-mail: ibabich@mail.ru

1 pp. (accepted)

Обсуждение концепций, стандартов, программ выявило множество принципиальных вопросов российского образования. В частности, при разработке новой парадигмы современного образования появилось немало новых терминов и понятий. Свою миссию российские гимназии и школы видят в создании максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности. Целью обучения в публичных докладах и образовательных программах школ определяется формирование личности способной совершенствовать себя, связывать процесс самопознания с самоопределением и саморазвитием, владеть универсальными способами самостоятельного получения и применения информации. Чтобы обеспечить каждому учащемуся собственный путь самообучения, в число главных задач инновационные школы включают создание и реализацию условий для расширения возможностей самоопределения личности, для стимулирования внутренней потребности в саморазвитии и самообразовании на протяжении всей жизни.

Таким образом, терминологический аппарат педагогики дополнился понятиями: самовоспитание, самоопределение, самоконтроль, самонаблюдение, самообразование, самооценка, самореализация, самосознание, самоуправление, самоутверждение, - развиваемые одной из ведущих ветвей современной науки - синергетикой. В тоже время, ряд понятий, являющихся фундаментальными для рассматриваемой предметной области, по-разному определяется в научных работах, сборниках статей, энциклопедических словарях и хрестоматиях. Это затрудняет постижение основных процессов в обучении и воспитании. Проблема разработки глоссария теории самоорганизации в образовании в свете стандартов второго поколения становится одним из направлений деятельности педагогического сообщества. Но это не единственная проблема.

Образовательная практика показывает, что основная идея синергетической концепции не вызывает серьезных возражений у творческих педагогов и прогрессивно мыслящих управленцев. Однако для практической реализации необходимо, чтобы эти знания представлялись в форме, пригодной для их широкого социального использования, были понятными для значительной части педагогического сообщества. Проблемы содержания - это всегда дилемма между аутентичной (не понятной для большинства школьных учителей) и метафорической (уязвимой для критики) синергетикой. Учителям не ясно: как воплощать синергетическую модель образования, что включить в содержание, как эффективнее вводить методы синергетики в педагогические будни и прочее. Работа учителей должна быть поддержана и мотивирована руководителями учебных заведений, которые сами испытывают неудовлетворенную потребность в синергетических знаниях. Не отвечающая актуальным задачам воспитания и обучения подготовка в педагогических вузах и переподготовка учителей и администраторов образования, не в состоянии поддерживать современный уровень стремительно изменяющихся знаний. Образование сегодня остро нуждается в профессиональных проводниках инновационных идей, методистах, преподаватеях. Для качественной работы образовательных систем важно обеспечить: единство понимания и использования специальной терминологии, ключевых терминов теории самоорганизации, содержательный диалог в дискуссиях по актуальным вопросам образования, находящимся в центре внимания общества. В связи с этим назрела необходимость обсудить общий подход к пониманию новых тенденций в научном мировоззрении на специальной конференции, ориентирующей профессионально-педагогическое сообщество на опережающее образование.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533