|
Conference publicationsAbstractsXVI conferenceЛингвистический подход в преподавании математикиВоронежский экономико-правовой институт, Экономический факультет, каф. При-кладной информатики и математики, Россия, г. Воронеж, Тел. (4732)-64-46-82, E-mail igrigori_@mail.ru 1 pp. (accepted)Как известно, математика – это язык. Так почему бы не сказать об этом прямо? Явное обсуждение лингвистико-математических связей можно использовать в процессе преподавания математики. Например, так. 1. Показать отличие математического языка от обычного. Математический язык – высоко формализованный. Именно это делает его таким трудным. Желательно явно обратить внимание слушателей на эту особенность. Для тренировки формализации можно использовать задачи как из математики, так и из математической лингвистики. 2. Показать сходство математического языка с обычным. Только один пример: в языке существуют омонимы, т.е. внешне одинаковые слова, имеющие разный смысл. В математике, как ни странно, это явление также присутствует. Например, привычный знак равенства может иметь до десятка различных смыслов! 3. Использовать лингвистико-математические задачи для оживления занятия, для развития логических и эвристических навыков студентов. Как, например, такую задачу: «Что означало в старом русском языке слово "полтретья"? А откуда возникло слово "полтора"?» 4. Языковые примеры можно использовать при изучении отдельных математиче-ских теорий. Например, теории отношений. Ясно, что "столкновение" языка и математики вызовет любопытство и удивление. Кроме того, оно покажет, что математика не такаю уж скучная и ненужная наука, какой (чего греха таить) ее считают многие студенты. Наоборот, она пронизана связями с самыми разными сторонами действительности. Автором накоплен большой набор примеров и задач описанного плана, а также обширный опыт их использования в преподавании математики, информатики и связанных с ними дисциплин.
Литература. 1. Григорьева И.С. Сколько ног у страуса? //Квант, № 5, 1995, с. 13. 2. Григорьева И.С. Разумно или логично? //Квант, № 3, 1998, с. 30-31. 3. Григорьева И.С. Такой простой знак равенства. //Математика в школе, № 10, 2000, с.53–54. 4. Григорьева И.С. Присмотрись к словам. //Математика в школе, № 1, 2001, с.38–40. 5. Григорьева И.С. Чем мама похожа на синус? //Математика в школе, № 1, 2003, с. 77. 6. Григорьева И.С. Такие разные отношения. //Математика для школьников, № 4, 2007, с.54-63. 7. Григорьева И.С. На что похоже "больше"? //Математика для школьников, № 1, 2008, с. 56-68. |