Русский
!

Conference publications

Abstracts

XVI conference

Синергизм компьютерных технологий и словесности

Смирнова Л.А.

liliya101162@rambler.ru

1 pp. (accepted)

Информационные технологии изменили формы и методы преподавания словесности в школе. В ткань урока вводятся электронные сочинения, работа с гипертекстом, иллюстрациями, анимацией.

Начиналась работа с 8 класса, с урока развития речи по повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка” с использованием мультимедийной энциклопедии “А.С. Пушкин. В зеркале двух столетий” (Республиканский мультимедиа центр).

В 9 классе ученики продолжили работу по иллюстрациям к роману “Евгений Онегин”. Изучая электронную энциклопедию, учащиеся описывали репродукции русских художников (И.В.Репина, Л.Л.Белянкина, В.Е.Маковского, Л.Тимошенко). Только 10% девятиклассников предпочли стандартное сочинение. 90% учащихся создали оригинальные нелинейные формы в виде электронных сочинений. Каждый школьник находил нужную информацию, отбирал материал. Картинки-слайды дали старшеклассникам возможность проникнуть в творческую лабораторию любимого поэта и самим создать уникальные электронные сочинения. Закономерно, что работы получились яркие, эмоциональные, вобрали в себя разные типы речи.

В цикле “Синергетические семинары для школьников” учитель-словесник совместно с учителем информатики провели семинар “Нелинейность, неустойчивость и непредсказуемость в художественных произведениях А.С. Пушкина”[1], раскрыв термины “нелинейность” и “бифуркация” на примерах программных произведений.

В рамках конференции “Языки науки - языки искусства” проведена литературная гостиная с использованием возможностей мультимедиа [2]. Темой для инсценировки стали строчки А.С. Пушкина из стихотворения “К Наталье”: Сердце страстное пленилось; Признаюсь - и я влюблён! Вечер вобрал в себя многообразие выразительных средств: живую музыку П.И. Чайковского, трепетное пушкинское слово, романсы в исполнении учеников, танцы, рисунки и стенды с биографией поэта. Действия на сцене сопровождались кадрами компьютерной презентации, которые привнесли в обычную литературную гостиную дух новаторства, восторженную атмосферу, когда, словно пазлы в детской игре, совпали музыка, слово и слайд.

Логическим продолжением синергетических семинаров в 9 классе явился “Нелинейный день в 10 классе”. Интересные примеры нелинейности были найдены учащимися в сказке Г.Х.Андерсена “Истинная правда” и в рассказе А.Аверченко “Люди, близкие к населению” [3]. Школьники вспоминали о нелинейности в отношениях Евгения Онегина и Татьяны Лариной, читали наизусть монологи. Ученик сделал сообщение о том, как учёные-филологи с помощью специальных формализованных методик анализировали роман “Евгений Онегин” на уровень непредсказуемости поведения литературных героев.

Явление бифуркации рассмотрено на примерах событий в социальных системах (революции, путчи, захваты власти),а также в канве жизненных обстоятельств героев стихотворения А. Кочеткова “Баллада о прокуренном вагоне” и повести А. Азимова “Конец Вечности”. Семинар прошёл в атмосфере научного поиска и серьёзных мыслительных операций.

Наука, информационные технологии и искусство - взаимодополняющие языки единой культуры человечества; формы работы такого типа органично вписываются в структуру уроков словесности и выводят их на новый высокий уровень.

Литература:

1.Евин И.А. Искусство и синергетика. – М: Едиториал УРСС, 2004.

2.“Языки науки-языки искусства” Редактор составитель З. В. Журавлёва. Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2004г.

3.Б. П. Безручко, А. А. Короновский, В. И. Трубецков, А.Е. Храмов “Путь в синергетику”. Экскурс в десяти лекциях. - Москва, 2005г.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533