|
Conference publicationsAbstractsXVI conferenceПроблемы совершенствования гуманитарного и естественнонаучного образованияmivoronov@ya.ru 1 pp. (accepted)В настоящее время проводятся широкие дискуссии по вопросам качества образования, повышения уровня компетентности выпускников и т.п. При этом обсуждаются, в основном, частные задачи методики и, в некоторых случаях, вопросы совершенствования традиционной схемы построения программы обучения. Вместе с тем все более актуальными становятся такие проблемные вопросы, как: 1. Каков портрет современного выпускника в интересах страны? 2. Как построить процесс его формирования? Это обновленный набор отдельных учебных дисциплин или единый управляемый процесс?; 3. Как наполнить учебный процесс содержанием, адекватным преследуемой цели? Это фрагменты отдельных наук и совокупность соответствующих конкретных методов и методик или что-то принципиально новое, например подход с позиций технологий реализации процессов достижения цели?; 4. Как обеспечить подготовку профессорско-преподавательского состава (ППС) для осуществления эффективного перехода к новой схеме построения учебного процесса, к столь революционным переменам?. Не смотря на реляции о системном подходе, на базе меж- и трансдициплинарных связей между учебными дисциплинами студенту до сих пор излагается мозаика курсов, разделов, параграфов. В результате выпускник не обладает уровнем компетентности, отвечающим современным потребностям общества. Ему не хватает общего развития, способности ориентироваться в ситуации, формировать задачу и самостоятельно искать пути ее решение. Как следствие, большинство выпускников не готовы адекватно воспринимать вызовы современности. Особенно это касается подготовки управленцев, экономистов и многих специалистов-гуманитариев. Отсюда крайне опасные тенденции в развитии нашего общества. По-видимому, общество накопило такой багаж знаний, что освоить его, повторяя логику и последовательность развития человеческой мысли на всем протяжении развития цивилизации, невозможно. Необходимо найти и выстроить принципиально иную схемы обучения в вузе, построить эффективную траекторию обучения. Основными компонентами такой траектории, скорее всего, будут не отдельные учебные дисциплины, в которых сегодня в лучшем случае излагаются основы соответствующих наук, а интегрированные курсы, комплексно решающие задачи определенного этапа подготовки будущего выпускника. В докладе на примере подготовки менеджеров предлагается один из возможных механизмов реализации изложенной идеи.
|