|
Conference publicationsAbstractsXVI conferenceКомпетенции преподавателей технических дисциплин в российских вузахafsmyk@mail.ru 1 pp. (accepted)Успешное выполнение высшей школой своих функций по подготовке квалифицированных специалистов определяется в первую очередь качеством научно-педагогических кадров. В подготовке инженерных кадров ведущая роль принадлежит преподавателям технических дисциплин. Современной высшей технической школе необходимы преподаватели, способные применять передовые педагогические подходы к подготовке специалистов на базе быстроразвивающихся информационных и коммуникационных технологий. В настоящее время повышение педагогического мастерства преподавателей технических дисциплин является особенно важным, так как перед инженерными вузами стоит задача внедрения инновационных методов и технологий обучения для подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям. Целью повышения квалификации преподавателей высшей школы становится, таким образом, развитие педагогических компетенций, включающих знание основ педагогики и психологии, владение современными формами, методами, средствами и технологиями обучения. Ситуацию с преподаванием технических дисциплин в большинстве российских вузов можно охарактеризовать кратко: «мел, доска да лысая башка». Средний возраст преподавателей на кафедрах стремительно приближается к 60 –ти годам, но возможности освоения новых информационных и коммуникационных технологий ограничиваются не только возрастом, главное – нет мотивации, уровень зарплаты от этого не зависит. Повышению профессиональной квалификации профессорско-преподавательского состава препятствует дефицит современного исследовательского и учебного оборудования, ограниченный доступ к современным научным изданиям и международной периодике, редкие возможности участия преподавателей в международных конференциях, симпозиумах. Электронные средства обучения предусматривают наличие мультимедийных учебных классов, в которых учебные материалы могут быть представлены на качественно новом уровне. Улучшение образования преподавателей, создание гибкой системы переподготовки кадров с использованием современных технологий и обеспечение академической мобильности – такую задачу ставит Европейский совет, принимая образовательные программы мобильности и сотрудничества [1]. Для участия в этих программах необходимо владеть иностранным языком, что проблематично для многих преподавателей и массовым это участие, конечно, не станет.
1. Став Дж.Б. Общеевропейский образовательный проект: опыт использования аудио- и видеосредств связи // Высшее образование в России.- 2007.- №4.
|