Русский
!

Conference publications

Abstracts

XV conference

Интуитивная и логическая составляющие процесса обучения математике

Шуклина Ю.А.

Астраханский инженерно-строительный институт, каф. Высшей математики Тел.: (8512)56-49-68, факс: (8512)52-14-68 E-mail: y_shuklina@mail.ru

1 pp.

Эффективность обучения математике во многом зависит от определения оптимального соотношения интуитивных и логических рассуждений в познавательной деятельности учащихся.

Появлению точного знания предшествуют подсознательные переживания. Анализ таких неосознаваемых процессов был проведен Л.С. Выготским. Их начало формируется в некий нерасчлененный «сгусток смысла», позднее выливающийся в словесное выражение мыслей.

«Установочный план - не обязательно нечто логически ясное и выраженное… План играет роль некоторого стимула, своего рода резонансного воздействия на сложный комплекс сознания-подсознания…, способствует выведению потенциально зреющего наружу, его вербализации и логическому оформлению» [2].

Интуитивная составляющая учебно-познавательной деятельности школьников определяет уровень усвоения теоретического материала, способствует развитию творческого отношения к выполнению учебных заданий. Необходим целенаправленный процесс по развитию интуитивной составляющей интеллектуальной деятельности школьников в процессе обучения математике.

В настоящее время традиционные методы обучения, а также повсеместная компьютеризация направлены, прежде всего, на развитие формализованной, логической части мышления. Обучение без опоры на интуицию, на догадку рождает формализм. Интуитивные соображения служат подготовкой и мотивировкой строгих рассуждений, а не их заменой. Поэтому одной из важнейших задач образования на современном этапе является развитие способности мышления на подсознательном уровне, а также умения «извлекать» из сферы подсознания результаты такой мыслительной деятельности и правильно их истолковать.

Литература.

1. Аммосова Н.В. Развитие творческой деятельности школьника при обучении математике. Астрахань: Издательство АИПКП, 2006. 224 cтр.

2. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, №12, 1992.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533