|
Conference publicationsAbstractsXV conferenceВозможности обучения компьютерным дисциплинам студентов с ограничениями по зрениюМосковский Городской Психолого-Педагогический Университет, РФ, г. Москва, ул. Сретенка, 29, тел.: 167-78-35, e-mail: laire@pisem.net 1Московский Государственный Институт Электроники и Математики, РФ, г. Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 1-3/12, стр. 8, тел.: (916)106-71-93 Обобщается опыт преподавания дисциплин компьютерного цикла аудитории, включающей обучаемых с ограничениями по зрению – слабовидящих и незрячих. Универсальный способ частичной компенсации ограничений – выдача материа-лов в электронном виде на занятиях и представление их в Интернете для широкого доступа ([2]). Для слабовидящих этого достаточно, особенно при использовании дик-тофонов, ноутбуков и программ-луп. Дополнительные усилия студентов компенсиру-ются результатом, а работа с ними не представляет особых сложностей. Проблемную группу составляют незрячие студенты. Здесь основным способом подачи информации становится электронный текст, а основным инструментом его вос-приятия – программы экранного доступа, прежде всего JAWS for Windows [1]. Эта программа позволяет озвучивать практически любой текст; с ее помощью обучаемые достаточно свободно используют все формы электронного представления информации, сопровождаемые текстом: визуальные элементы интерфейсов и компоненты визуаль-ных сред разработки приложений (Delphi, C++ Builder). Компенсации ограничений способствуют также специфика дисциплин, компьютер как основной инструмент и со-циально-психологическая поддержка инвалидов средствами Интернета. Предпочтительной формой представления материала является документ Word, не содержащий сложного форматирования типа многоуровневых таблиц. Адекватной за-меной графических изображений могут быть текстовые пояснения к ним, однако там, где визуальная информации принципиально необходима, возникают проблемы. На лекциях достаточно замедления темпа изложения, разъяснения и повторения отдельных моментов. На семинарах необходима обратная связь, поэтому большое чис-ло незрячих студентов делает работу с ними практически индивидуальной; в против-ном случае позитивным фактором становится взаимопомощь студентов. Уровень успеваемости среди студентов с ограниченными возможностями опреде-ляется скорее мотивированностью и качеством их работы, чем физическими ограниче-ниями. В итоге в области информационных технологий такие студенты способны стать полноценными квалифицированными специалистами.
Литература 1. Программы экранного доступа. – http://www.jaws.tiflocomp.ru/ 2. Перевезенцев А.А., Перевезенцева Е.С. Методический сайт по курсу «Операцион-ные системы». – http://catherine.pp.ru/OS/ |