Русский
!

Conference publications

Abstracts

XV conference

Методические аспекты преподавания Excel-технологии при подготовке специалистов экономического профиля

Marshak A.E.

Россия, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии 141

1 pp.

Рассматриваются методические вопросы формирования экономической грамотности на основе технологического подхода к освоению и использованию инструментария MS Excel. Процесс получения результатов решения разнообразных расчетных задач с использованием инструментов программной среды MS Excel автор определяет как Excel-технологию. Последняя является составной, состоящей из большого количества функциональных элементов – инструментов Excel. Процесс формирования отдельного экономического показателя или решения задачи определенного типа с использованием отдельного конкретного инструмента определяется как «технология-инструмент», или «элементарная технология» Excel.

Excel-технология в том или ином объеме доступна пользователям различной квалификации. Перед преподавателем стоит задача «перевода» студентов из категории конечного пользователя в категорию продвинутого пользователя Excel. Последние должны уметь пользоваться альтернативными технологиями – возможными вариантами решения задачи с использованием той или иной элементарной технологии – и принимать решение по выбору лучшей альтернативы для реализации конкретной задачи. Для лучшего понимания возможностей, правильного выбора и использования инструментария Excel-технологии предполагается реализация следующих принципов:

1. Принцип разноуровневого обучения.

2. Принцип декомпозиции, или структуризации учебного материала: технология-система расчленяется на составляющие — элементарные технологии-инструменты (последние могут быть любой степени сложности); объект «рабочая книга» расчленяется на более мелкие структурные составляющие — отдельные ЭТ, экономические показатели, реквизиты.

3. Принцип системного отбора перечня и содержания учебных рабочих книг, состава показателей определенных ЭТ и инструментов-технологий их формирования.

4. Принцип сравнительного анализа использования различных элементарных технологий-инструментов для формирования одних и тех же экономических показателей.

5. Принцип стандартизации рабочих книг. Предполагается создание своего рода шаблонов рабочих книг для каждого уровня обучения и, соответственно, в каждой из них — шаблонов отдельных листов или групп листов для изучаемых элементарных технологий.

6. Принцип самостоятельного устранения либо «блокирования» ошибок, автоматически выдаваемых Excel в ячейках с формулами.

Перечисленные методические принципы внедрены автором в учебный процесс в системе высшего, второго высшего и дополнительного профессионального образования. Полученные результаты позволяют заключить, что использование предложенного подхода способствует более успешному и быстрому освоению учебного материала, развитию логического и экономического мышления обучаемых, приобретению практических навыков, облегчает контроль и самоконтроль закрепления знаний по освоению инструментария MS Excel.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533