|
Conference publicationsAbstractsXV conferenceМетодические подходы по формированию у учащихся опыта творческой деятельности.Россия, 403805, Волгоградская обл., г. Котово, ул. Мира д. 197А, кв. 16, (84455)42-42-0, bburichev@mail.ru 1 pp.В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в 21 веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. Поэтому решать вопросы развития мышления должны не только ВУЗы, но обязательно и школьные учреждения, в которых происходит становление всех психических функций. В связи с этим происходит замена парадигмы «человека знающего» (т.е. вооруженного системой знаний, умений и навыков) на парадигму «человека, подготовленного к жизнедеятельности», человека, способного активно и творчески мыслить, интеллектуально и нравственно самосовершенствоваться. Метод познания, применяемый в личностно - развивающей системе преподавания, заключается в том, что усвоение знаний идет на творческом уровне с элементами репродуктивного усвоения. Ученик взаимодействует с внешними образовательными областями с помощью трех основных видов деятельности: 1) познание объектов окружающего мира и имеющихся знаний о нем; 2) создание учеником личностного продукта образования как эквивалента собственного образовательного приращения; 3) самоорганизация предыдущих видов деятельности - познания и созидания. В мировой педагогической практике прослеживается тенденция на «вооружение» учащегося не только конкретными знаниями, но и комплексом знаний. А именно - провести наблюдение, сформулировать гипотезу, спланировать эксперимент, объяснить наблюдаемый факт. Необходимо, чтобы перед школьниками ставились задачи, вызывающие учебные затруднения. Поскольку они не в состоянии будут их решить мгновенно (опираясь на репродуктивные знания), для решения потребуются размышления, исследования, эксперименты. Но это будет эффективно, если для каждого учащегося будет создана «ситуация успеха», т.е. необходимо предлагать такие задачи и учебные действия, которые учащийся может преодолеть, чтобы каждый мог достигнуть своего уровня. А для этого необходимо знать способности (в частности, творческие) учащихся, владеть методикой их диагностики и постепенно отслеживать достигаемый уровень. Что же необходимо для развития творческих способностей учащихся? Это: 1) необходимо видеть задатки творческих способностей в каждом из учащихся;2) от учащихся необходимо ожидать более того, что они могут в действительности; 3) необходимо поощрять учащихся за проявление ими творческого подхода к решению задач; 4) необходимо формулировать у учащихся достаточно высокую самооценку; 5) необходимо, чтобы учащийся сумел пересилить чувство успеха от хорошо выполненной работы. Все эти положения прекрасно реализуются при проведении школьного физического эксперимента, ибо он не только источник знаний и умений, но и средство их развития. |