Русский
!

Conference publications

Abstracts

XV conference

Computers in teaching and student researches in the Physics Department of Novosibirsk State University

Cherkassky V.S., Knyazev B.A.1

Novosibirsk state University, Russia, 630090, Novosibirsk, Pirogova str. 2, 383-3397805, cherk@phys.nsu.ru

1Budker institute of Nuclear Physics, Russia, 630090, Novosibirskи, Lavrentev str. 6, 383-3394839, knyazev@inp.nsk.su

1 pp.

Компьютеры как средство поддержки учебного процесса используются на физи-ческом факультете НГУ уже более 30 лет. Один из старейших курсов — «Компьютер-ное моделирование физических процессов». Когда-то он играл роль и введения в ком-пьютерную грамотность и учил основам моделирования. Более 10 лет назад появился новый курс — «Введение в информационные технологии», который позволяет студенту 1-го курса получить основные навыки работы с компьютером — подготовка текстовых отчетов, обработка экспериментальных данных, подготовка презентации своей работы. Далее студенты изучают курс «Компьютерное моделирование физических процессов с использованием Matlab». В рамках этого курса студенты решают 4 обязательных задачи и одну самостоятельную. Одновременно с решением конкретных физических задач студенты изучают Matlab на уровне «разговорного». В качестве самостоятельных сту-дентам предлагается целый список задач из различных областей физики, например та-ких, как колебания нелинейных связанных систем, брюсселятор, распад и сгорание станции МИР в атмосфере, а также задачи, возникающие при выполнении эксперимен-тальных лабораторных работ в измерительном и молекулярном практикумах. Напри-мер, была выполнена работа по автоматическому отслеживанию броуновских частиц на последовательности кадров, снятых на видеокамеру через микроскоп.

Важную роль в процессе подготовки специалистов на физическом факультете иг-рают курсовые работы, которые выполняют студенты во всех экспериментальных практикумах. При обработке полученных данных используется соответствующий ма-тематический аппарата и компьютерные программы обработки (Excel, Matlab, MathCad), а также элементы моделирования. Аналогично, при выполнении и защите дипломных работ студенты используют полученные навыки по обработке данных и моделированию. В докладе представлены примеры таких работ, выполненных в основ-ном на террагерцовом лазере на свободных электронах. Это такие работы как расчет спектрометра нарушенного полного внутреннего отражения, компьютерное восстанов-ление голограмм, полученных в экспериментах на этом лазере, компьютерная обработ-ка интерферограмм для определения плотности потока излучения. Опыт использования компьютерного моделирования совместно с проведением и на основе полученных экс-периментальных данных показал высокую эффективность как при обучении методам владения компьютерными технологиями, так и при обучении собственно основного предмета – физики.



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533