Русский
!

Conference publications

Abstracts

XV conference

Flash-мультипликация как средство фиксации способа решения геометрических задач в основной школе.

Доронин А.В.

Карелия, город Петрозаводск,ул.Древлянка д.10 кв.3

1 pp.

1. В педагогической литературе говорится о том, что нужно учить не только фактам, но и способам деятельности (на уроках геометрии способам решения задач), точ¬нее, способ решения задач как содержание обучения. На практике возникает про¬тиворечие: к из-вестным учебникам нет методических рекомендаций, по поводу того, как нужно постро-ить учебный процесс, чтобы способ решения задач был осознан учениками в процессе обучения. Открытым остается вопрос о том, как за¬фиксировать способ решения задачи, как сделать его предметом изучения.

2. Цель сообщения, рассказать о том, как можно использовать Flash-клипы на уроках геометрии, для того чтобы сделать способы решения задач предметом усвоения. Flash-клип – готовый exe-файл созданный с помощью программы Flash MX. Flash клипы инте-рактивны, анимированы, обеспечивают высокую наглядность и доступ¬ность материала, который хочет изложить учитель. Возможность использовать встроенный язык програм-мирования позволяет создавать сложную анимацию и ряд различных эффектов, с помо-щью которых можно зафиксировать способ решения задач.

3. Тема урока: «Уравнение прямой» (геометрия, 9 класс).Цель урока: формирование уме-ния составлять уравнение прямой в процессе решения задач. Иными словами: ученики должны усвоить способ составления уравнения прямой в различных за¬дачных ситуаци-ях. Чтобы написать уравнение прямой, достаточно знать коорди¬наты двух точек, лежа-щих на ней. Обычно координаты одной точки известны. Следовательно, решение сво-дится к нахождению координат второй точки. Анализ задач показывает, что важно найти эту вторую точку (увидеть на чертеже или до¬полнительно построить), а затем определить ее координаты (координаты этой точки могут быть связаны с координатами соответст-вующего вспомогательного вектора).Таким образом, чтобы написать уравнение прямой, ученик может последовательно выполнить следующие действия: выделяет вторую точку, находит ее координаты, составляет уравнение прямой. Именно эту последовательность действий мы считаем целесообразным выделить и зафиксировать с помощью Flash-клипа. Ученикам предлагается следующая задача: требуется написать уравнения медиа-ны, высоты и биссектрисы одного и того же угла треугольника, при условии, что тре-угольник задан координатами трех его вершин. Рассуждения ведутся поочередно для каждого отрезка, поэтому в кадре имеется три экземпляра одного и того же треугольни-ка. Сначала фиксируем наличие первой точки, далее в случае необходимости строим вспомогательный вектор, затем выделяем вторую точку. Поскольку эта последователь-ность действий повторяется трижды (каждое из этих действий наглядно продемонстри-ровано с помощью мультипликации), появляется возможность выделить способ решения задачи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Г.П. Щедровицкий и др., Педагогика и логика., Москва, 1993

2. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, Геометрия 7-9, Москва, «Просвещение



© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533