Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIII conference

Мифологические сюжеты как результат самоорганизации

Малкова А.С.

Российский Государственный Гуманитарный Университет, Институт Лингвистики, Кафедра логики, математики и интеллектуальных систем в гуманитарной сфере, Россия, г. Москва, Миусская пл., д. 6

1 pp.

В работе обосновывается правомерность применения синергетической методологии для описания процесса формирования классических мифологических сюжетов.

Механизмы бытования фольклора демонстрируют внешнюю противоречивость:

o с одной стороны, имеющие более чем полуторавековую историю исследования культуры бесписьменных обществ показывают, что фольклорная традиция демонстрирует чрезвычайную устойчивость во времени: глубокую преемственность, отсутствие авторского начала, благодаря которым фольклорные сюжеты передаются в почти неизменном виде из поколения в поколение;

o с другой, новейшие исследования в области теории коммуникации как будто бы ставят «под удар» основу основ классической фольклористики – способность традиции к самовоспроизведению. Слишком много дестабилизирующих факторов оказывают влияние на состав фольклорного текста в живом бытовании: это и несовершенство человеческой памяти как информационного носителя, и степень художественного дарования сказителя, и влияние условий трансляции текста (целей, обстановки, состава аудитории), и проч.

Однако, синергетический подход не только позволяет снять это противоречие, но и предлагает новое решение проблемы классических мифологических сюжетов, т.е. таких, которые независимо проявляются в различных традициях на широчайших географических ареалах (например «борьба со змеем», «притеснение сироты», «хитрые проделки плута», «путешествие в иной мир», «соперничество братьев» и многие другие).

Анализ двойственных механизмов трансляции фольклорных текстов (консерватизм с одной стороны и неустойчивость с другой) позволяет взглянуть на бытование фольклорной традиции как на процесс самоорганизации. Тогда каждый акт трансляции текста выступает как микрообъект, подверженный неустойчивости и расшатыванию («хаос на микроуровне»), консервативность традиции – как фактор, ответственный за диссипативность фольклорной среды, психология, внешние природно-климатические и социальные условия – как управляющие параметры, а классические мифологические сюжеты – как устойчивые диссипативные структуры.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533