Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIII conference

Формирование комплекса компьютерных моделирующих лабораторных работ по курсу общей физики

Kravchenko N.S., Revinskaya O.G.

634050, Томск, пр. Ленина, 30, тел: (3822) 563-437, e-mail: ogr@tpu.ru

1 pp.

Предмет физики как науки охватывает большой круг разнообразных явлений природы: от явлений микромира до явлений макромира; явления, характеризующиеся как дискретностью, так и непрерывностью; явления, описываемые статическими, динамическими и статистические законами. Для описания такого разнообразия явлений необходимо использовать большое количество разнообразных физических моделей. Эти модели в качестве математического аппарата используют все современные математические средства.

Эффективным средством изучения физики в настоящее время стали компьютерные лабораторные работы по моделированию физических процессов. Основной трудностью в разработке комплекса моделирующих лабораторных работ, охватывающего весь курс общей физики, является как раз широкий круг представленных физических моделей. В то же время в каждом разделе курса наблюдается постепенное развитие и усложнение нескольких родственных моделей. Разработка компьютерных моделирую-щих лабораторных работ, относящихся к одному разделу физики, также может осуще-ствляться по принципу развития и усложнения изучаемого материала от работы к работе. Данный подход наиболее выгоден разработчикам, так как позволяет систематизировать материал в направлении методической целесообразности. Выполнение студентами циклов работ способствует одновременно конкретизации и систематизации знаний в данной области. Использование компьютерных лабораторных работ в учебном процессе позволяет реализовать индивидуальный темп выполнения, формировать индивиду-альную траекторию. Для этого необходим обширный комплекс моделирующих работ по каждому разделу курса общей физики. Тогда у преподавателя появляется возмож-ность выбрать для каждого студента работы, соответствующие его достигнутому уровню интеллектуального развития. Но разработка обширного цикла работ по одному разделу курса занимает много времени, при этом остальные разделы остаются без компьютерного сопровождения. Это отражается на моральном настрое учащихся. После выполнения моделирующих лабораторных работ по разделу «Колебания и волны» студенты часто высказывали сожаление, что не было аналогичных работ, скажем, по «Механике» или «Электричеству». Поэтому в интересах учебного процесса стратегия наполнения разрабатываемого на кафедре комплекса моделирующих лабораторных работ была изменена. В настоящее время работа ведется параллельно над лабораторными, относящимися к различным разделам курса общей физики. На сегодняшний день разработано и внедрено в учебный процесс 17 компьютерных моделирующих лабораторных работ.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533