Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIII conference

Ансамбль колориметрических барицентров при групповом анализе живописных форм

Voloshinov A.V., Firstov V.V.

Саратовский государственный технический университет, каф. Культурологи, Россия, 410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77

1 pp.

Интеграционные процессы в науке и образовании – важная тенденция в их современном развитии. Одним из ведущих направлений этого интеграционного процесса является математический анализ искусства, которому суждено стать важным связующим звеном на пути сближения естественно научного и гуманитарного образования.

Данная работа продолжает линию, связанную с представлением колориметриче¬ского барицентра при анализе произведений живописи [1]. Это представление пред-усматривает построение отображения Im x F-->G, согласно которому каждой точке живописного образа Im в зависимости от ее цвета F, по определенному правилу ставит-ся в соответствие некоторое неотрицательное действительное число из множества G, рассматриваемое в виде «колориметрической массы» данной точки, и затем, по извест-ным формулам механики, определяется барицентр рассматриваемого живописного про-изведения. Следующий шаг исследования – проследить закономерности расположения бариицентров группы живописных произведений, что является целью данной работы. Специально разработанная компьютерная программа, позволила определить ансамбли барицентров для выборок живописи различных жанров и периодов. В результате удалось получить представление о строении ансамбля барицентров и их дисперсии относительно среднего положения. На рис. 1 в приведенных координатах представлен ансамбль колориметрических барицентров 1174 картин современных русских художников конца XX в. (черные линии – оси симметрии картин, белые – положения золо-тых сечений). Из рис. 1 видно, что ансамбль барицентров занимает эллиптическую область вблизи геометрического центра картин по большей части, между горизонтальной осью и горизонтальной линией золотого сечения вблизи вертикальной оси. Это означает, что «колориметрическая масса» по поверхности полотна распределена приблизи-тельно равномерно. Поскольку размер исследованного ансамбля достаточно большой, этот факт можно трактовать как необходимое условие любой живописной композиции.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533