Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIII conference

Симметрия как содержательный компонент процесса воспитания эстетических аспектов личности школьника

Aksyutina I.V.

Astrakhan Civil Engineering Institute, the senior teacher of faculty MiVt Russia, 414056, Astrakhan, Tatischeva st., 18, tel.: (8512)251468e-mail: aksyutina@mail.ru

1 pp.

В наше время особую актуальность вновь приобретают вопросы, связанные с воспитанием личности школьника в процессе обучения. Низкий уровень духовной культуры сегодняшнего учащегося, неотъемлемой частью которой является её эстетическая составляющая, - одна из причин, породивших данную тенденцию. Этой же причиной обусловлена направленность современного математического образования на гуманизацию, в связи с чем обучение математике приобрело ряд нетрадиционных функций, одной из которых является эстетическая функция, призванная обеспечить процесс эстетического воспитания посредством раскрытия при обучении математике её красоты.

Раскрывая содержание эстетического потенциала математики, можно выделить один из аспектов, под которым следует понимать математический аппарат, являющийся необходимым инструментом познания законов гармонии объективного мира. В данном случае речь идет о формальной красоте (красота, постигаемая чувствами, радующая глаз). Основу этого математического аппарата составляют учения о симметрии и таких ее частных проявлениях как пропорция, периодичность или о центральном проектировании, которое в теории живописи рассматривается как учение о перспективе.

На эстетическое развитие школьников влияет не только содержание изучаемого материала, но и организация обучения, методические пути, используемые при этом учителем. Эстетическому воспитанию школьников способствуют предлагаемые учащимся задания, реализующие тенденцию единства обучения и творчества. К таким заданиям, в частности, относятся следующие: - позволяющие организовать поиск красивого способа доказательства теоремы, изящного способа решения задачи, - благоприятствующие установлению связей математических понятий с разными областями науки, искусствами, прикладным творчеством, - содержащие отражение математических идей в окружающем мире, - имеющие целью изготовление макетов, учебных пособий, иллюстраций математических понятий и утверждений.

При этом необходимы наличие благоприятного психологического климата (психологической безопасности для ученика) как субъективного фактора и устранение излишне жесткой логической связанности понятий как объективного фактора.

Нами разработаны для старшеклассников содержание и методика проведения занятий, которые способствуют реализации одной из воспитательных задач: посредством использования, в частности, идеи симметрии успешнее развивать эстетический потенциал учащихся, воспитывать их эстетические вкусы и предпочтения.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533