Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIII conference

Математическое моделирование системы автономной навигации летательного аппарата

Веселов А.С.

127562 г.Москва, ул. Каргопольская д.12, кв.77

1 pp.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ АВТОНОМНОЙ НАВИГАЦИИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Веселов А.С.

Московский Государственный Университет Управления, кафедра высшей математики,

Россия 127562 ул. Каргопольская д.12 кв.77, тел.(095)9077038, факс (095)9077038, Е-mail ves2002tol@nln.ru

При проектировании беспилотных летательных аппаратов, предназначенных для высокоточного выполнения своих полётных заданий, ставятся требования к разработке систем управления , обеспечивающих надежное решение практических задач функционирования БЛА при минимальной стоимости бортовой аппаратуры и исполнительных элементов системы управления. Информацию о своем положении в пространстве БЛА получает путем решения системы уравнений динамики бортовым компьютером согласно введенным в него алгоритмам управления с использованием информации от датчиков ускорения и датчиков угловых скоростей. Точность этой информации в основном и определяет точность выполнения задач фунционирования БЛА. Это могут быть, например, задачи сближения с другим летательным аппаратом или задачи посадки БЛА в заданную точку поверхности Земли. Возникает необходимость анализа ошибок измерительной аппаратуры и определения допустимого уровня этих ошибок, при котором возможно выполнение задач БЛА с требуемой точностью. При этом следует учитывать, что высокоточные приборы пока еще очень дорого стоят. Ошибки, возникающие при решении уравнений движения БЛА для определения его положения в заданной системе координат, зависят от ресурсов бортового компьютера. Что касается ошибок самих алгоритмов решения навигационной задачи, то при корректном подходе к выбору численных методов решения математических задач навигации они могут быть сведены к допустимому минимуму.

В данной работе основное внимание уделено исследованию ошибок измерительной аппаратуры и их влиянию на точность БЛА. Представлена математическая модель ошибок современных приборов, применяемых в автономных системах управления, учитывающая их конструктивные и технологические особенности. Кроме того, в динамике движения БЛА на точность счета влияют угловые колебания или вращения его корпуса, особенно если приборный отсек расположен не в центре масс БЛА. Поэтому полную оценку точности можно получить только на математической модели просранственного движения БЛА путем статистического моделирования. В работе приведены уравнения модели пространственного движения БЛА и уравнения описывающие работу автономной системы навигации. Приведены результаты исследования для БЛА, проектируемого для перелета на небольшие расстояния. В работе приводится методика оценки точности бортовой автономной системы навигации, основанная на компьютерном моделировании с учетом инструментальных ошибок бортовых измерителей ускорения и угловых скоростей БЛА.

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533