Русский
!

Conference publications

Abstracts

XIII conference

Моделирование влияния структуры совета директоров на рентабельность в российской экономике

Iltchouk K. V.

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Экономический ф-т, каф. Математических методов анализа экономики (ММАЭ), Россия, 119992, г. ГСП-2, Москва, Ленинские горы, 2-й корпус гуманитарных факультетов, комн. 434. Тел.: (095) 939-01-29, Контактный телефон: 8-916-244-93-08

1 pp.

“Моделирование влияния структуры совета директоров на рентабельность в российской экономике”

Одним из основных элементов корпоративного управления является совет директоров. Предлагаемая работа расширяет исследовательский инструментарий по этой проблематике, выделяет ключевые элементы теоретических моделей и типы связей внутри будущих моделей, а также восполняет пробел в изучении эмпирических данных по российской экономике.

Исследуемая выборка – данные по 270 компаниям за 1999 – 2004 гг. (около 800 наблюдений). Под структурой совета директоров понимается доля менеджеров (инсайдеров), представителей крупных промышленных холдингов, финансовых институтов, гос. органов, промышленных структур, посреднических организаций и прочих. В уравнение были включены также контрольные переменные.

Автору удалось установить некоторые эмпирические закономерности:

§ Методом k-средних выделены пять кластеров – типов советов директоров. Выделенные кластеры имеют очевидную экономическую интерпретацию – доминирование в каждом кластере одного из типов представителей.

§ В регрессионных моделях установлена значимая статистическая связь между рентабельностью и долей менеджеров, представителей крупных холдингов, финансовых институтов, государства, промышленных предприятий.

§ Установлена квадратичная зависимость (выпуклая вверх) между рентабельностью и долями различных типов членов совета директоров.

§ Установлено, что для разных отраслей влияние типов членов совета директоров различно.

§ Результаты оценивания, полученные при построении регрессионной модели на всей выборке, на уровне кластеров могут иметь противоположный знак (например, для менеджеров).

§ Характер влияния отдельных типов членов совета директоров оказывается различным в зависимости от кластера и отрасли, а значит от сочетаний представителей различных типов членов совета директоров.

Полученные статистические закономерности позволяют сделать следующие выводы:

§ Существует влияние типа совета директоров (кластера) на то, как менеджмент воздействуют на эффективность предприятия.

§ Характер влияния менеджмента, а также других типов “заинтересованных лиц” (например, представителей крупных холдингов) не является строго отрицательным или положительным, а в общем случае носит нелинейный характер.

§ Существует влияние уровня представленности в составе совета директоров основных групп “заинтересованных лиц” на эффективность предприятия.

§ Существует влияние отраслевой принадлежности предприятия на характер влияния (положительное \негативное) менеджмента и прочих основных групп “заинтересованных лиц” на эффективность предприятия..

© 2004 Designed by Lyceum of Informational Technologies №1533